Централизованное тестирование

«Самая основная ошибка на ЦТ — „зависание“. Не знаешь — пропусти. Останется время — вернёшься»

Учитель русского языка и литературы Боровлянской средней школы Светлана Пашукевич о том, как эффективно подготовиться к тестированию

ЦТ по языку сдают все абитуриенты, и многие делают выбор в пользу русского. Одним он даётся легче точных наук, другим проще заработать баллы, к примеру, на физике, чем постичь все премудрости великого и могучего. Так ли страшен этот зверь и как его правильно приручить, чтобы подготовка была не в тягость и принесла видимый результат, Адукару рассказала молодой и опытный учитель русского языка Светлана Пашукевич.

Какими навыками нужно вооружиться перед ЦТ?

Мне кажется, самое главное — знакомство с бланком заранее. Конечно, во время написания ЦТ правила заполнения объясняют. Но я, например, в первый раз увидела бланк и растерялась. Поэтому всем советую посмотреть на него до итогового тестирования.

Какие основные промахи допускают абитуриенты при подготовке и сдаче ЦТ?

Ошибки, с которыми я сталкивалась, разные. Самая главная — недостаток времени для качественного усвоения материала. И тут обычно виноваты родители: они считают своего ребёнка самым умным, потому что, например, у него 8−9 баллов по русскому языку в школе. Как выяснилось, на ЦТ балл не подтверждается. И вот почему: ученик старается, прикладывает усилия, чтобы выйти на хорошую отметку, учитель видит это и решает поощрить его, поставив балл повыше. Но таким образом преподаватель оценил знания по определённой теме, а тестирование охватывает всю школьную программу. Как правило, результат ЦТ ниже отметки в аттестате. Поэтому готовиться надо не меньше учебного года. Олимпиадников это тоже касается. Ведь тест и задание на олимпиаде затрагивают знания из разных областей.

Ещё одна ошибка — это заучивание правил без выполнения практических заданий. Или наоборот.

Что касается написания ЦТ, то тут самая основная ошибка «зависание» на одном задании. Не знаешь — пропусти. Останется время — вернёшься.

Светлана разрабатывает методическое сопровождение (схемы, таблицы и т. д.) для учителей русского языка, чтобы было легче им и ученикам

Каким образом лучше всего готовиться к ЦТ?

При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.

Я за индивидуальные занятия с репетитором. Он подберёт и тесты, и упражнения, и пособия. В части А, где работа над орфографией, многие слова и вопросы их написания повторяются из года в год. Мы с моими учениками формулируем правило, а потом на него я предлагаю задания как в ЦТ. Словарные же слова запоминаем с помощью мнемонических фраз («Узелки на память» Лисовской). Сами правила стараюсь предлагать в таблицах, схемах. Особое внимание следует уделить работе с текстом. К нему предлагается пять-шесть заданий в ЦТ. Учащимся тяжело даётся определение основной мысли, темы текста. А всё потому, что смотрю в книгу… и ничего не вижу (смеётся). На тестировании можно просто полениться прочитать текст, напечатанный мелким шрифтом, длинный и скучный (как случилось со мной).

Чтение художественной литературы и грамотное общение в любой ситуации — залог успешного овладения правилами русского языка.

При помощи таких незатейливых «узелков» учебный материал привязывается к памяти накрепко

Русский язык славится огромным количеством слов-исключений, которые не подчиняются правилу. Как быть с ними?

Не знаю, как в этом году, но в прошлом их в тестирование не включали. Конечно, самые распространённые, например, к правилу о чередовании гласных в корне встречаются в заданиях. Как быть с остальными… Попытаться запомнить их, используя мнемонические фразы. Я обязательно даю детям такой материал, потому что правило забудется, а вот это останется в памяти. Не будет лишним и обратиться к словарю, чтобы узнать правильное написание или значение незнакомого слова. Сейчас много интернет-ресурсов, которые могут заменить печатный дорогостоящий аналог. Но словарём ещё нужно уметь пользоваться.

Когда лучше начинать подготовку?

Для успевающего ученика хватит и года. Опять же, всё зависит от уровня подготовки самого абитуриента.

Как много времени нужно уделять подготовке?

Чем больше, тем лучше. 60 минут по два раза в неделю — оптимальный вариант. Как бы ни хотелось ближе к тестированию увеличить количество времени, не стоит забывать о школьных экзаменах и другой нагрузке. Так что лучше будет не сбавлять налаженный темп работы.

Реально самостоятельно подготовиться к успешной сдаче тестирования?

Чисто теоретически… можно. Я, к примеру, не занималась с репетитором. Но… Современный абитуриент должен быть усидчивым. Прочитал правило — выполнил упражнения. Как в школе. Стоит начинать с материала пятого класса и двигаться вперёд по разделам. В тестировании всё из школьной программы. Лишнего нет. Если возникнут затруднения над чем-то одним (заданием, вопросом), обратиться к учителю в школе или всё-таки прибегнуть к помощи репетитора. Только главное не опоздать.

Какие пособия стоит взять на вооружение?

Я использую сборники тестов прошлых лет. А также следующие пособия: «Русский язык. Таблицы, схемы, упражнения» Долбик, Леонович, Саникович. Там правила изложены в доступной форме. «Русский язык в таблицах и тестах» Ткачёвой. «Русский язык. Тематический контроль» Мурина, Долбик, Игнатович. Это основное.

Как лучше распределить время для решения заданий между частью А и Б на тестировании?

Решать всё по порядку. Не застревать на вопросах, если не знаешь. Пропускать. В конце вернуться. Часть В, на мой взгляд, не является сложнее части А. Там в двух последних заданиях нужно распределить, например, предложения, где есть слова с одной или двумя буквами н, к правилам. Это требует некоторого времени. Ещё и формулировка сложноватая. Таким образом, долго останавливаясь на заданиях в части А, рискуешь упустить время и не решить вторую часть.

В части А достаточно заданий на пунктуацию. Подскажите, пожалуйста, каким образом лучше выстроить логику рассуждения, чтобы правильно ответить на вопрос?

Стоит, как минимум, найти грамматические основы. Если абитуриент способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет. Схему строить не обязательно. Она нужна только для предложений с разными видами связи. Их немного. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана со своими учениками

Есть ли смысл пытаться подсмотреть ответ у соседа?

Во-первых, как? Вокруг тебя абитуриенты с другими вариантами. Во-вторых, вдруг там «пыхтит» над тестом вчерашний троечник. Никаких гарантий, что у него верные ответы. В-третьих, лучше потратить время и, может быть, вспомнить что-то, чем пытаться подсмотреть и не получить ответа.

На ЦТ надо идти с хорошим настроением, не нервничать — в любом случае ты что-то знаешь. Здоровье дороже!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by