Профессии

«Меньше пафоса, больше самоиронии и понимания того, что всё проходит»

Иллюстратор Настя Машрумова о жизни, творчестве и вдохновении

«Настя Машрумова — обычная девушка из Минска, которая любит рисовать котов, лисичек и прочих милых существ» — именно таким описанием ограничивается информация в интернете об этой художнице. Её простые и жизненные рисунки за несколько лет облетели сотни развлекательных порталов, и слово «обычная» давно стало неуместным. Чтобы развеять сомнения по этому поводу, Адукар встретился с Настей и за чашкой чая расспросил её обо всём самом интересном.

Расскажи немного о том, где ты училась.

Я ходила в самую обычную школу с математическим уклоном, хоть и терпеть не могла математику. После 9-го класса пошла в лингвистический колледж, где отучилась 4 года. Потом заочно поступила на 3-й курс иняза на преподавателя английского. Это всё о моём стандартном образовании.

Год я проучилась в Европейском гуманитарном университете по специальности «Визуальный дизайн», но мне не понравилось учиться удалённо. В школе я ходила в театральный кружок, посещала народные и балетные танцы. На тот момент ничего не связывало меня с рисованием.

Сейчас многие выпускники вузов работают не по специальности. Что дал университет лично тебе? Какие знания, какой опыт?

Общение и навык социализации. А ещё знание языка. Английский мне всегда был интересен. Мне нравилось изучать языки, читать литературу, общаться на иностранном. С самого детства у меня были склонности к этому.

А что насчёт преподавания?

К сожалению, образование в наше время направлено не на то, чтобы научить, а на то, чтобы сдать экзамены. Не ценят у нас преподавателей, не уважают. Даже хорошие, талантливые молодые специалисты долго не могут продержаться. Это такой замкнутый круг.

Как ты думаешь, стоит ли всем получать высшее образование?

Смотря где и как учиться. Мы все прекрасно понимаем, что заочное образование направлено на конкретное получение диплома. Люди работают и параллельно хотят формально получить этот диплом, чтобы предъявить работодателю. Если учиться очно, тем более живя в общежитии, то можно получить больше знаний и опыта.

В целом для работы, я считаю, высшее образование у нас не совсем важно. Проще было бы сначала отыскать то, чем ты хочешь заниматься, найти свою сферу и поработать в ней. А после этого уже идти учиться.

Тяжело ли было устроиться на работу сразу после окончания вуза?

Найти работу после университета очень тяжело. Такую, официальную, нормально оплачиваемую. После окончания вуза я работала много кем. И менеджером в студии дизайна, и продавцом товаров для экстремальных видов спорта. Параллельно была инструктором по катанию на роликовых коньках.

Потом я попала в сферу IT. Случайно. Я хотела устроиться секретарём в IT-компанию, но меня не взяли. Сказали, что мне будет скучно на этой должности и я быстро уйду. Это был первый раз, когда меня не взяли на работу потому, что умная слишком… Забавно, но я всё равно расстроилась.

А после мне позвонили из этой же компании и предложили пойти на IT-специалиста. Я не имела опыта, но мне всё равно сказали: «Приходи!» С тех пор я верчусь в сфере IT.

И кем ты работаешь сейчас?

Quality assurance [специалист по обеспечению качества ПО — прим. ред.]. Это основная работа, которая приносит деньги. По вечерам я преподаю танцы — линди хоп. Это джазовый танец, который зародился в Нью-Йорке где-то в 20−30-х годах. Линди хоп — моё любимое хобби, я обожаю его. Ну, а ещё я рисую. Это моё третье занятие, тоже очень любимое. Рисую комиксы, календари, дудлы [что-то вроде зарисовок на тетрадных полях — прим. ред.], создаю разные весёлые вещи, которые люблю показывать людям.

А как ты увлеклась танцами?

Я просто искала, чем заняться. И в один прекрасный день подруга рассказала мне об этом танце. Я даже не видела его, просто решила сходить на бесплатное занятие. Пришла, посмотрела. Осталась на месяц, потом на 2 года, а после меня позвали преподавать. И теперь я активный линдихоппер, преподаватель, промоутер движения.

Ты не жалеешь о том, что в своё время не пошла учиться рисовать?

Не люблю ни о чём жалеть. Я считаю, что в жизни всё не зря. Абсолютно всё. Если была бы возможность, я с удовольствием сейчас поучилась, но времени на это очень мало и приходится заниматься самообразованием.

С другой стороны, я слышала от многих художников, что академические знания немножко формализуют мышление, стандартизируют его. То есть сейчас, когда я нашла свой стиль и знаю, что и как я хочу рисовать, мне нужно просто подтянуть навык. А если бы я пошла учиться тогда, то, возможно, и не нашла бы себя. Так что я, скорее, не жалею.

А если бы ты снова вернулась в те времена, то куда бы поступила?

Я бы пошла на рисование или психологию.

Как думаешь, тем, кто планирует в будущем серьёзно заниматься рисованием, необходимо высшее образование?

Думаю, для художников-иллюстраторов достаточно самообразования. Но развиваться нужно. Даже если ты хочешь рисовать ручки-палочки, ножки-палочки, то сначала нужно хорошо изучить анатомию, научиться рисовать. Ну, а после этого уже переходить, например, к минимализму.

С чего началось твоё увлечение рисованием?

Меня очень часто об этом спрашивают. Всем кажется, что это какая-то волшебная история! Но всё было очень банально, какое-то время мне было скучно, и я начала рисовать друзьям Вконтакте граффити. Мышкой и на тормозящем компе. Просто потому, что мне было интересно придумывать истории и описывать их.

Всем это очень нравилось. Друзья говорили, что мне нужно продолжать. Они ждали новых выпусков. Когда я пошла на танцы, то параллельно с этим начала обрисовывать свои впечатления. Так родилась та самая Котечка. Рисунков становилось всё больше, друзья говорили: «Рисуй чаще!» И я подумала: «Что-то их стало много. Наверное, надо класть их в одно место». Так появился паблик. А потом туда начали добавляться люди. Так всё и началось.

Главный действующий персонаж твоих комиксов — Котечка («антропоморфная кошка, живущая вполне человеческой жизнью») — имеет много общего с тобой?

Все рисунки художника — это его автопортрет. Мои смешные комиксы — это я и мои впечатления о жизни. Изначально я нарисовала Котечку для того, чтобы рассказывать о себе. Но после какие-то истории я начала придумывать и постепенно всё вышло за границы: Котечка стала жить своей жизнью, в своей собственной Вселенной. У неё появились свои привычки. Теперь она — полноценный персонаж.

По большей части ты рисуешь животных, а не людей. Этому есть какая-то причина?

Люди вдохновляют меня на сюжеты, а животные — на персонажей.

Ещё такой вот вопрос. Очень часто у героев твоих комиксов в руках мелькают ножи, топоры и другое холодное оружие. Почему? Тебе тоже нравится держать его в руках?

Да! (смеётся) Периодически нравится. Особенно тогда, когда режешь тортик! А вообще нож, как я считаю, — это честное оружие. Огнестрельное я не люблю. Мне кажется, что если и драться с кем-то, то на ножах либо с топором. Это честно.

Какое место занимает рисование в твоей жизни?

Одно из ведущих. Я не стану забрасывать рисование. И из этого, наверняка, что-нибудь, да выйдет. Очень люблю различные проекты, люблю рисовать просто бесплатно ради каких-то начинаний. Люблю рисовать для друзей, потому что я получаю очень много положительных отзывов, и я стараюсь их не забывать.

Иногда наступают такие времена, когда хочется всё бросить. Бывает, что интернет-тролли совсем достают. И тогда я начинаю думать: «Ради чего я во всё это влезла? Почему какие-то незнакомые люди из интернета меня оскорбляют?» Когда всё это на меня наваливается, я внезапно получаю приятный отзыв от какой-нибудь девочки или мальчика. Или наоборот. Бывает, что и очень взрослые люди пишут. Они говорят мне искреннее «спасибо». Рассказывают, что в те моменты, когда им плохо, они заходят в мой паблик, смотрят комиксы, и им становится легче и радостнее. И я понимаю, что завязывать с рисованием не стоит.

Это твоя самая сильная мотивация?

Нет, самая сильная мотивация — это собственное желание что-либо делать. Если зависеть от других людей, ничего хорошего, на самом деле, не получится. Но положительные отзывы — хороший фидбэк [реакция, поддержка — прим. ред.]. Признание очень сильно подогревает.

Как вообще ты относишься к критике в свой адрес? В интернете очень много тех, кто любит придираться по мелочам.

Такие люди есть всегда. Когда ты становишься популярным в каком-то кругу, тебе их не избежать. Хотя хейтеров [ненавистников — прим. ред.] конкретно моего творчества я не встречала ни разу. Просто иногда незрелые мозгами люди добираются до анонимных высказываний, и тогда они просто перестают контролировать себя. Но меня задеть этим практически невозможно.

Самый распространённый хейтерский комментарий о моём творчестве: «Я в 5 лет лучше рисовал». Ну, в общем-то, что ж ты не рисуешь тогда? С такими людьми я никогда не разговариваю.

Ты сама бываешь недовольна своим творчеством?

Нет художника, который доволен своими рисунками. Не найдёте. Если кто-то и будет вам говорить, что его устраивает собственное творчество, он врёт. Можно любить свой рисунок, пока ты его рисуешь. Можно любить его 5 минут после того, как ты его нарисовал. Но через неделю ты хочешь этот рисунок сжечь. Несовершенство бесит и раздражает, и это хороший стимул расти. Ведь когда ты становишься абсолютно доволен тем, что делаешь, ты перестаёшь развиваться.

А как планируешь развиваться ты?

Мне хочется много открыток, наклеек, календарей и другой печатной продукции. Хочется подтянуть свой рисовальный скилл [навык — прим. ред.]. Хочется достигнуть профессиональных высот. Это всё в планах. Хочется, чтобы Машрумова была не только в компьютере, но ещё и в магазине, на полках.

Да, кстати говоря, расскажи, почему ты выбрала себе такой псевдоним?

Об этом все спрашивают. Машрумова — это перевод моей фамилии на английский. Но свою настоящую фамилию я не скажу. Пусть это будет интригой, пусть все думают. Да, она связана с грибами. Поэтому и Машрумова. Родилось за 5 секунд, как всё самое лучшее, что у меня есть. Мгновенные идеи либо какие-либо очень быстрые иллюстрации всё время более популярны, чем что-то очень продуманное.

По твоему паблику можно понять, что ты поддерживаешь связь с другими иллюстраторами. Расскажи немного о них.

Illusign (Саша) — тоже из Минска, он сам нашёл меня и предложил замутить совместный проект. С тех пор мы и общаемся.

Антон Гудим — из Москвы. Я увидела его иллюстрации, и они мне очень понравились. Однажды мне написали из техподдержки Вконтакте, что меня добавят в рекомендованное, потому что у меня авторский контент. То же самое написали Гудиму.

А еще Игорю Калашникову (он рисует ленивчиков). Они мне написали, мол, мы все теперь братья и сёстры, давайте что-нибудь рисовать вместе. Теперь мы дружим.

Кем ты видишь себя в ближайшем будущем?

Будущего не существует. Это то, в чём я себя убеждаю, чтобы продолжать жить настоящим. Должно быть какое-то удовольствие от того, что происходит сейчас. Будущее — это иллюзия, которой болеют многие. В том числе это касается и получения образования. Люди закрывают своё сознание, учатся тому, что им не нравится, учатся просто ради того, чтобы была книжечка. Это неправильно.

В будущем я хочу, чтобы моё творчество приносило людям пользу, свет и радость. Это самое основное.

Что бы ты посоветовала тем, кто только собирается связать своё будущее с рисованием?

Здесь есть только один совет — рисовать. Всё. Рисовать всё, о чём думаешь. Нет никакого секрета.

А откуда черпать творческое вдохновение?

Из жизни. Самые лучшие отзывы ты получаешь от людей, которые находят в твоём творчестве себя. Если человек узнал себя, если он понял, что это о нём, он реагирует мгновенно.

Ещё я знаю, что многие художники любят смотреть работы своих любимых художников. Где-то восхищаться, где-то заниматься самоуничижением. Но зато вдохновляться.

Я сама иду немножко не по пути техники рисования. Мне очень нравится рисование ради идеи, поэтому меня вдохновляют комиксы и открытки. Я люблю выражать очень сложное через очень простое.

Какие качества нужны хорошему художнику, хорошему иллюстратору? Что бы ты могла посоветовать?

Современной молодёжи можно посоветовать меньше пафоса, больше самоиронии и понимания того, что всё, абсолютно всё проходит. Развиваться нужно всегда, прекращать нельзя. Очень грустно, когда у художника или иллюстратора огромное эго, это закрывает ему глаза. Без самоиронии, без чувства юмора, я думаю, жить счастливо невозможно.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by