Абитуриенту

«Математика — это искусство, где важнее всего идея, а не формулы»

Победители олимпиад по математике делятся советами по подготовке

Можно бесконечное количество раз убеждаться в том, что для полноценного изучения математики нужно испытывать к ней самые нежные чувства. Ну разве будет что-то хорошо получаться, если делать это из-под палки? Чтобы доказать этот неписаный тезис, Адукар разыскал на просторах сети ребят, которые уже покоряли математический Олимп и знают, что такое #математикаполюбви. А также могут поделиться полезными советами.

Сам процесс решения задач сложно с чем-то сравнить. У тебя есть только листик и ручка, а о скуке речи никакой.

Елизавета Манжулина, ученица 11 класса минской гимназии № 41. Участвует в республиканской олимпиаде с 9 класса, имеет дипломы 3, 1, 2 степеней за 9, 10, 11 класс соответственно. В этом году вместе с командой заняла 1 место на республиканском турнире юных математиков. Принимала участие в EGMO (European Girls Mathematical Olympiad). Это открытая олимпиада, где участвуют не только европейские страны. В прошлом году Лиза получила бронзу, в этом — серебро.

В 5 классе меня отправили на районную олимпиаду по математике, и так вышло, что я прошла на город. Благодаря этому я узнала о Юни-центре при БГУ, куда и пошла заниматься. Там я познакомилась с олимпиадными задачами, а они совсем иные, нежели из школьной программы. До этого математика была для меня лишь одним из предметов, а тут мне очень понравилось. Более серьёзные занятия начались позже, в 9 классе, когда перешла в 41 гимназию. И я рада, что всё именно так сложилось.

Математика безумно интересная и захватывающая наука. Сам процесс решения задач сложно с чем-то сравнить. У тебя есть только листик и ручка, а о скуке речи никакой. Кроме того, здесь, как в искусстве, действительно получаешь наслаждение от особенно красивых результатов, их доказательств. Да и стройность, логичность предмета притягивают, как ни крути. Когда я только начинала интересоваться математикой, одним из немаловажных преимуществ было: «Круто, не надо учить, запоминать, можно самой если что вывести».

Я бы посоветовала не заучивать сложные темы, а садиться и разбираться самостоятельно, задать себе вопрос: «А почему эта теорема/лемма верна?» Вникнуть в тему, а не поверхностно прочитать параграф. В школьном учебнике многие факты не доказываются, но самостоятельно попытаться доказать известный результат, ту же теорему Пифагора, например, стоит. Если не получается, обращайся за помощью к учителю. И, конечно, просто тренируйся решать задачи.

Безусловно, для математика склад мышления важен. Но без самостоятельных занятий далеко не уйдешь. «The only way to learn mathematics is to do mathematics» (Paul Halmos). На тех же школьных олимпиадах много ребят, которые изначально имели более низкие результаты, но, приложив больше усилий, чем их соперники, поднимались в списках всё выше и выше.

Мне нравится вариться в олимпиадном движении. Тут на самом деле очень много нормальных людей, мало стереотипных ботаников.

Андрей Народецкий, ученик 9 класса гимназии № 13 г. Минска. Принимал участие во всех этапах республиканской математической олимпиады, в Международном математическом Турнире Городов, в олимпиаде факультета прикладной математики и информатики БГУ, республиканских турнирах юных математиков и др. В этом году занял 1 место на республиканской олимпиаде по математике, считает это своим самым большим достижением.

Участвую в олимпиадах ещё с начальных классов. В то время мне помогал папа. С 7 класса хожу заниматься в Юни-центр при БГУ.

Математика сама по себе интересная наука. Мне нравится вариться в олимпиадном движении. Тут на самом деле очень много нормальных людей, мало стереотипных ботаников. Но связывать свою жизнь с математикой не собираюсь, хочу работать в сфере IT. Буду поступать в БГУ на факультет прикладной математики и информатики на специальность «Прикладная математика». К ЦТ пока не готовлюсь: учусь в 9 классе.

Для того, чтобы успешно участвовать в олимпиадах, нужно понять и выучить школьную программу, без неё никак. Важно развить логическое мышление. Чтобы решать олимпиадные задачи просто учебника недостаточно. Надо знать некоторые «фишки».

Я люблю математику и мне ничуть не жаль своего свободного времени на неё.

Арина Голубицкая, ученица 9 класса минской гимназии № 41. Участвует в олимпиадах по математике с 4 класса. В 8 и 9 классах вышла на республику, где заняла 4 и 5 место соответственно. Благодаря этим победам получила возможность в составе команды принять участие в EGMO 2016 (Румыния), откуда привезла бронзовую медаль. На этом Арина заканчивать не собирается: впереди ведь ещё целых два года!

Готовиться к олимпиаде по математике в 4 классе мне помогала моя учительница начальных классов, а также мой папа. Позже я обращалась за помощью к учительнице математики. А ещё много занималась самостоятельно. В итоге труды мои не прошли бесследно.

Мне доставляет наслаждение решение задач, а также красота самих решений. Я люблю математику и мне ничуть не жаль своего свободного времени на неё. Не то чтобы я собираюсь связать свою жизнь конкретно с математикой, но подумываю стать программистом, а им математика также необходима.

Я не хочу навязывать свое мнение по поводу необходимости изучения математики, а советую всем заниматься тем, что им нравится. Только так можно добиться успеха в своей области. Конечно, какие-то базовые вещи нужно знать каждому, но вот углубляться нет необходимости.

Сколько я себя помню, всегда серьёзно готовилась к олимпиадам. Я каждый день занималась, причём решала для души, меня никто не заставлял это делать. Готовиться вполне возможно и самому, просто надо уделять этому каждый день хоть немного времени, тогда всё получится. Для достижения результатов нужно очень много трудиться. Одни только природные данные ничего не дадут, если их не развивать.

У большинства людей математика ассоциируется с сухими формулами и выполнением шаблонных вычислений. Однако это не так.

Николай Шешко, ученик 10 класса минской гимназии № 41. Начиная с 5-го класса участвовал в Минской городской олимпиаде по математике, успел побывать на каждом из трёх призовых мест. Два раза входил в десятку лучших на белорусской математической олимпиаде. Вместе с командой своей гимназии на республиканском турнире юных математиков брал 3-е (2014) и 1-е (2015) призовые места.

Инициатором всей моей математической деятельности является моя мама. По профессии она программист, работает в технической сфере. Однако сложно сказать, что я через силу занимался математикой. У нас дома было много тематической литературы, в частности, книги таких популяризирующих математику авторов как Яков Перельман, Мартин Гарднер, а также журнал «Квант». Я тогда учился в гимназии, где учитель был не в состоянии готовить к олимпиадам. Но, к счастью, позже я узнал про Юни-центр при БГУ, куда я и пошёл заниматься. Преподаватели там хорошие, именно благодаря им я и начал показывать результаты.

У большинства людей математика ассоциируется с сухими формулами и выполнением шаблонных вычислений. Однако это не так. Математика — это искусство, где важнее всего идея, а не формулы. Для идеи нужно хорошее воображение, красивая идея всегда приносит эстетическое удовольствие.

Не верьте и тем людям, которые говорят, что математика полезна в нашем обществе. Практическую пользу приносят только примерно 5% математики. Остальные 95% вовсе бесполезны, однако они представляют большой интерес. Именно на нём всё держится. Здания разрушатся, банковские системы изменятся, а интерес будет оставаться всегда. Это и есть самая привлекательная вещь в математике.

Однажды к нам приезжали и читали лекции белорусские студенты, которые уехали учиться и работать в Америку, Англию, Германию. Тогда я понял одно: если заниматься математикой после университета, то, к сожалению, только не в Беларуси. А вот в других странах такая работа довольно заманчива. Но к этому я буду идти только если подвернётся хорошая возможность. В ином случае планирую стать программистом. Моя главная цель — факультет прикладной математики и информатики БГУ, специальность «Информатика». Однако хотелось бы попытаться поступить в Массачусетский технологический институт, только вот конкурс туда очень высокий, поэтому я не уверен.

Сложно любить математику и при этом не понимать её. Поэтому людям, которые не хотят заниматься этим предметом, я дам совет: просто не трогайте его. Не надо идти на техническую профессию только потому, что там много платят. Я считаю, каждый должен заниматься тем, что ему приносит удовольствие. А тот, кому математика нравится, точно найдёт способ в ней разобраться.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by