Профессии

«Моим начальным капиталом стала последняя зарплата»

Директор экскурсионного бюро «Вежа» Екатерина Подберезская о бизнесе, путешествиях и будущем белорусского туризма

Миллионы людей размышляют о том, каким образом начать свой бизнес. Большинство выбирает экономическую сферу в надежде построить успешную карьеру предпринимателя. Екатерина Подберезская, ныне молодая белорусская бизнес-леди, к созданию своего дела шла с самого детства. Когда строить воздушные замки девушке надоело, она перешла к настоящим, и… организовала собственное экскурсионное бюро с поэтичным названием «Вежа». Катя поделилась с Адукаром историей осуществления своей детской мечты.

Как ты попала в сферу туристического бизнеса?

За месяц до выпускных экзаменов в школе возник вопрос: куда поступать? Листая справочник, наткнулась на специальность «Туризм и гостеприимство», которая только открывалась в Полоцком педагогическом колледже. Красивое название, да вроде и перспективы есть, вот и решила попробовать. Конкурс был огромный, 12 человек на место. Но мне удалось поступить на бюджет. И уже в процессе обучения я раскрыла свои таланты. Оказалось, что я очень коммуникабельна и владею ораторским искусством. Так я попала в свою сферу.

У меня есть родственник, у которого своя компания. В детстве я смотрела на него и думала, что это круто. Я толком не знала, какой, но тоже хотела свой бизнес. И только сейчас поняла, что мысли материальны.

Как к тебе пришла мысль о создании собственного экскурсионного бюро?

После учёбы я устроилась гидом в Мирский замок. И каждый раз, когда я приходила с экскурсии, меня переполняли эмоции. Это действительно моё. По возвращении в Минск была возможность пойти работать в музей, но за маленькую зарплату. Я сразу отмела этот вариант и устроилась менеджером по продаже рекламы, что сыграло важную роль для меня. Я получила хорошие навыки ведения бизнеса, т.к. мне приходилось общаться с директорами различных компаний. Стало понятно, что успеха добиваются люди, которые занимаются любимым делом. Тогда и я решила пойти по своему пути, начала снова работать экскурсоводом. За два года сформировалась приличная клиентская база и вырисовалось полноценное экскурсионное бюро. А раньше мне казалось, что в реалиях белорусского турбизнеса многого не достичь.

Чтобы начать своё дело, нужен определённый стартовый капитал. Как у тебя обстояли с этим дела?

Моим начальным капиталом стала последняя зарплата. Так как моя сфера поначалу не требовала огромных вложений, этого хватило на то, чтобы оформить все документы и оплатить первую рекламу. У меня уже был готовый сайт, его подарил мне на день рождения двоюродный брат. За всё время это был самый важный подарок.

Почему ты выбрала такое название для своего бюро — «Вежа»?

Всё очень просто. Свою роль сыграла любовь к Мирскому замку. В детстве, листая учебник «Мая Радзiма — Беларусь», я всегда задерживалась на странице с его изображением. Название пришло само, после длительного созерцания башен («веж») Мирского замка. Но туристам из России, к примеру, это слово непонятно. У них «вежа» ассоциируется с «невежей». То есть, если ты съездишь на экскурсию, то не будешь невежей. Я не подумала об этом. Ещё россияне путают нас с казино «Белая вежа», но мы всегда их поправляем (смеётся).

Чем отличается экскурсионное бюро «Вежа» от других?

Главный принцип, которого мы придерживаемся, — проводить экскурсии действительно интересно, чтобы люди смогли отдохнуть на них. Мы стараемся продумать всё до мелочей, найти индивидуальный подход к каждому. Работаем с маленькими группами (15—20 человек), поэтому экскурсовод знает по именам всех туристов, может сказать, кто из них чем увлекается, какой темп экскурсии предпочитает. Нам хочется создать радушную атмосферу.

Когда я готовлю экскурсии, то подбираю занимательную информацию, стараюсь найти в каждом объекте хотя бы маленькую изюминку, чтобы у людей остались яркие впечатления. Не допускаю заумных фраз, перегруженных датами. Также наши экскурсоводы владеют иностранными языками. Даже когда делегации приезжают со своим переводчиком, мы советуем взять нашего англоязычного гида. Это всегда лучше, так как информация передаётся из первых уст. Да и эмоциональное общение тоже важно. Каждый гид — это отдельный мир, как и каждый турист.

Каких людей ты принимаешь на работу?

На данный момент у нас больше внештатных работников. В основном, конечно, это экскурсоводы.

Принимая решение о приёме на работу, я смотрю на такие черты, как самостоятельность и профессионализм. Профессионализм предполагает опыт работы в экскурсионном деле, глубокое знание истории, умение общаться с людьми и преподносить информацию. Важной чертой является умение принимать решения и разрешать сложные ситуации. Если экскурсовод не может сам решить проблему с парковкой автобуса (бывает так, что мест нет), справиться с вопросами по питанию (к примеру, кто-то из туристов вегетарианец, а обед предполагает мясные блюда), то с такими сложно работать. Мне нравятся люди, которые умеют решать мелкие рабочие вопросы самостоятельно. За них никогда не волнуешься.

Кто является клиентом «Вежи»?

90% — это гости из России. Редко, к сожалению, приезжают туристы из Западной Европы. Им достаточно сложно получить визу. Рядышком с ними есть Литва и Польша, которые входят в Шенгенскую зону и имеют культуру, схожую с нашей, поэтому многие отказываются от лишних расходов.

Какие проблемы возникают у тебя в работе?

Самые большие трудности вызывает организация проживания, когда планируются многодневные туры. Потому что, к сожалению, у нашей отельной базы уровень не соответствует стоимости. Например, если отель не совсем «совковый», то цена будет стоять, как за европейские три звезды. Хотелось бы, чтобы государство обратило на это внимание.

Возникают ли конфликты с клиентами?

Мы стараемся быть бесконфликтными (улыбается). Бывают проблемы со сборными группами. Так как у нас оплата происходит непосредственно перед экскурсией, часто многие просто не приезжают и ставят под угрозу всё мероприятие. Всегда случаются какие-то казусы. Работать с людьми очень интересно (смеётся). У некоторых из них необычные привычки, реакции на что-то, и это забавно наблюдать.

Планируете возить экскурсии в другие страны?

Да. Хотелось бы наладить поездки за границу. Молодёжные, в первую очередь. Мы надеемся, что к нам вернётся Киев. Также думаем над запуском экскурсий в Санкт-Петербург, оцениваем наши возможности. Очень хотелось бы и в Польшу, и в Литву повозить людей.

А что значат путешествия для тебя?

Для меня это отдых. Когда я куда-то еду, то всегда беру экскурсовода, так как изучать достопримечательности без него бессмысленно.

Я заметила, что начала оценивать организацию отдыха с технической точки зрения. Смотрю на работу экскурсовода и думаю: надо и мне такие фишки использовать. Или наоборот: вот тут у него техника хромает, можно было сделать лучше. Профессия сильно влияет на мои путешествия. Отключиться полностью уже не могу. Но зато опыта набираюсь (улыбается).

Предпочитаешь отдыхать на природе или в городе?

Родом я из Витебской области, и не из города, а из маленькой деревушки в Докшицком районе. Свой родной уголок очень люблю, мне нравится туда возвращаться. Там приятно отдыхать от работы. Минск — это большой город со своим ритмом. Мне, как человеку деревенскому, не хватает природы, умиротворения.

Параллельно с работой ты получаешь высшее образование, правильно?

Да. Учусь в Белорусском государственном экономическом университете на заочном отделении по специальности «Менеджмент туристической индустрии». Буду экономистом-менеджером. Мне хочется всё-таки как-то связать себя с экономикой, оправдать мамины надежды. Специальность, которую я получила в колледже, немножко не осязаема. Когда я закончила там учиться, оказалось, что для того, чтобы проводить экскурсии легально, необходимо дополнительно пройти аттестацию в Национальном агентстве по туризму. Привилегий у меня не было, это может сделать любой желающий, имеющий определённый уровень знаний.

Не тяжело ли жить в таком ритме?

С одной стороны, легко, так как я могу сама планировать свой график работы. С другой стороны, невозможно взять отпуск спонтанно. Всегда есть работа, которую никто не выполнит, кроме меня. А если я что-то не сделаю, то потеряю клиентов и заказы.

Как думаешь, пригодится ли тебе в будущем высшее образование?

В университете я получаю не такой большой объём знаний, как хотелось бы, но какие-то полезные навыки всё же приобрела. В БГЭУ талантливые преподаватели. Университетское образование — это очень неплохо. В наше время человек всегда должен чему-то учиться.

Реально ли обойтись без образования в сфере туристического менеджмента?

Преуспеть можно, если есть какие-то задатки и огромное желание самосовершенствоваться. Чтение, курсы, семинары — отлично! Но вообще без образования, я думаю, что нет. Во всяком случае, нужно изучать какие-то материалы по истории, психологии, коммуникации.

Как тебе кажется, какие качества необходимы работнику сферы туризма?

Терпение, доброжелательность, радушие, коммуникативные навыки. Если у тебя нет терпения, ни о каком успехе речь идти не может. У людей порой бывают своеобразные запросы. А-ля «хочу за три копейки „всё включено“ и первую береговую линию» [отели, расположенные непосредственно на берегу моря — прим. ред.]. Тут нужно обладать огромной стрессоустойчивостью. У всех свои тараканы, и когда они выползают, надо постараться с ними подружиться.

Каким ты видишь будущее туристической индустрии в Беларуси?

Недавно я была в Питере и видела, какой у них поток туристов, как всё замечательно налажено в техническом плане. У нашего туризма огромный потенциал, но нам далеко до такого уровня. Чтобы добиться успеха, необходимо чаще ставить себя на место посетителя, постоянно анализировать, как было бы интереснее, красивее, комфортнее, задаваться вопросом: «А платил бы я за это деньги?» Очень хочется, чтобы в Беларуси развивалось фестивальное направление. Памятников архитектуры у нас сохранилось не так много, а вот культура, если её правильно преподнести туристам, может стать нашим путём к развитию событийного туризма.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by