Психология

Умственный и физический труд

Чем работать сложнее: руками или головой?

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или «Да с твоим здоровьем только в кабинете работать и ничего тяжелее ручки не поднимать». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить заветный диплом — гарант прибыльной и непыльной работы. Кто-то, наоборот, считает необязательным загружать мозг лишней информацией, если физические данные на высшем уровне: сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. В таком плену стереотипов мы совершаем выбор будущей профессии. Давайте попробуем расставить все точки над «і».

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.

С течением времени ситуация изменилась: с появлением частной собственности и расслоением общества на бедных и богатых тяжёлый физический труд становится уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного пополнения информационного объёма. Развитие техники позволило людям в существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим. Ещё в конце ХIX века физиолог Моссо установил, что профессор, прочитавший лекцию, теряет 20% мышечной силы, т. е. утомляется физически. А у студента после трёхчасового экзамена мышечная сила снижается в 4 раза.

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на функциональное состояние центральной нервной системы, следовательно, на общее самочувствие в целом.

Помните, умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, включающие физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у вас имеются проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.

Физическая активность улучшает работу мозгa, состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, бесспорно, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читайте книги, разгадывайте кроссворды, собирайте кубик Рубика - в общем, делайте всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.

В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, рабочую нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое — в умеренном количестве, конечно, — тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу.

Тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by