Абитуриенту

Беларусь в Болонском процессе: игра на выживание

В современном, постоянно развивающемся мире образование играет огромную роль. От его качества зависит не только уровень благосостояния общества, но и экономическая — а зачастую и политическая — обстановка в стране. На протяжении почти двух десятилетий государства Евразийского континента демонстрируют тенденцию к интеграции образовательных систем. Республика Беларусь не осталась в стороне и 14 мая 2015 года Беларусь со второй попытки стала участницей Единого пространства высшего образования (ЕПВО) и, соответственно, Болонского процесса.

На пути к образованию будущего

Первая попытка Беларуси стать частью Болонского процесса была предпринята в 2012 году и оказалась безрезультатной. Министры образования на форуме в Вене отказали нашей стране в этом праве. Данное решение было обусловлено наличием минимальных академических свобод в белорусских вузах, слабой развитостью системы студенческого самоуправления, отсутствием прозрачности в работе администрации университета и выборов ректора.

Несмотря на то, что белорусские вузы выполнили только малую часть условий для вступления в Болонский процесс, Министра образования Беларуси Михаила Журавкова пригласили в Ереван на очередной форум ЕПВО с целью обсуждения присоединения Беларуси к Болонскому процессу.

«Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство».

Михаил Журавков, Министр образования Республики Беларусь, www.interfax.by

В итоге Беларусь стала частью европейского интеграционного проекта, но с определёнными условиями, так называемой «Дорожной картой». Согласно ей государство обязуется до 2018 года реформировать систему образования в соответствии со стандартами ЕПВО.

«Дорожная карта — это не предложение, а требование, которое должно быть выполнено. Важно, чтобы все её условия были выполнены как минимум. Мы должны очень внимательно следить за происходящим в Беларуси, соблюдаются ли там академические свободы, принципы мобильности и в целом права человека».

Иллуги Гуннарссон, Министр образования Исландии, www.interfax.by

Когда белорусское образование станет таким же, как в Европе?

Необходимо понимать, что качество белорусского образования не достигнет европейского уровня за несколько месяцев. Для приближения нашей системы к стандартам ЕПВО потребуется несколько лет на разработку схемы модернизации и воплощения её в жизнь. Также необходимо отметить, что без содействия самих участников образовательного процесса — студентов и преподавателей — выплыть из академического застоя не представляется возможным.

Кроме ряда преимуществ (академическая мобильность, демократизация системы образования), Болонский процесс имеет существенный недостаток: высшее образование ограничивается только профессиональной подготовкой, хоть и высококлассной, но без особого внимания к высшим уровням интеллектуального и физического формирования личности. Именно поэтому многие ведущие университеты Европы ставят в приоритет содержание образования, а не его форму.

На данный момент уже предприняты некоторые меры по реализации требований форума министров образования: ведётся подписание международных договоров о сотрудничестве между вузами, постепенно вводится рейтинговая система оценивания, налажен обмен студентами и преподавателями между странами, проводятся международные научные конференции.

«Одним из принципов Болонского процесса является мобильность студентов, что приводит к улучшению качества образования. Поэтому вступление Беларуси в Болонский процесс может только улучшить качество подготовки специалистов в ядерной сфере».

Николай Маруда, консультант управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь, www.interfax.by

Некоторые университеты совместно с Министерством образования внедряют новые программы, которые помогут развитию образовательной системы Беларуси. Недавно БЕЛТА сообщило, что было утверждено создание учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования на базе БГПУ имени Максима Танка. Также началась работа по созданию Республиканского совета по развитию бизнес-образования. Эта мера поможет интегрировать учебные заведения с коммерческими организациями, что позволит, в свою очередь, улучшить подготовку управленческих кадров.

Адукар будет и дальше внимательно наблюдать за ходом выполнения условий «Дорожной карты».

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by