Команда Адукар присоединяется к мирному протесту против насилия в Беларуси. Каждый из нас заслуживает справедливости и уважительного к себе отношения. Мы — белорусский народ и наша сила — в единстве. Берегите себя.

Информационные технологии

«Через игровую индустрию можно дотянуться до всего мира и воздействовать на него»

Ярослав Кот, руководитель BelGameDev рассказывает, как попасть в игровую индустрию

ИТ-индустрия в Беларуси развивается и всё больше людей интересуется разработкой игр. Ведь это не только прибыльная сфера. Это многогранный мир, где каждый может найти профессиональное призвание. Мы расспросили национального представителя и регионального координатора по Восточной Европе и Азии от International Game Developers Association, руководителя BelGameDev, партнёра юридической фирмы Business Advisers Ярослава Кота о том, как построить карьеру в игровой индустрии.

Расскажите, чем занимаются компании, в которых вы работаете. И какая ваша там роль?

Одна из компаний — Indie Kit занимается продюсированием игр, в ней я выполняю роль бизнес-девелопера [специалист, отвечающий за развитие бизнеса — прим.ред.]. В компании Graybeard Games (маленькая компания легендарного Девида Бревика) работаю над нарративным дизайном [это история и повествование компьютерной игры — прим.ред.] и локализацией. Также я работаю в компании ComBat Vision, которая занимается созданием AR и VR инструментов для геймдева. Кроме того, у меня с партнерами есть юридическая фирма Business Advisers, занимающаяся обслуживанием игровых компаний и защитой прав разработчиков. Около 25 лет я работаю в индустрии игр в разных странах. Последние годы занимаюсь развитием индустрии и игрового комьюнити и в Беларуси.

В том числе мы создали BelGameDev — социальный проект, платформа для развития геймдев комьюнити, для обучения сообщества разработчиков игр и привлечения мировых докладчиков в нашу страну, для обмена знаниями и опытом, для плодотворного сотрудничества специалистов и представителей объединений из разных стран. Мы рады помочь разработчикам стать замеченными и получить заслуженное признание.

Вместе с ИТ-школой Адукар, BelGameDev и IGDA мы будем создавать новые возможности для талантливой молодежи. Сейчас, с создателем Heroes of Might and Magic III и Vampire: The Masquerade, Bloodlines — Девидом Мюллихом, мы разрабатываем всемирный конкурс для молодежи по разным направлениям геймдева и планируем запустить интересные открытые лекции и т. п.

Что вам больше всего нравится в вашей деятельности?

Мне нравится общаться с легендарными, талантливыми людьми. В Беларуси есть очень большая проблема, что часто молодой специалист начинает чувствовать себя наставником ещё толком ничему и не научившись. За рубежом даже легенды учатся друг у друга. Очень важно не переставать быть учеником. В игровой индустрии в зависимости от проектов приходится очень много учиться и постоянно нарабатывать навыки. Ты всегда сталкиваешься с чем-то новым и это позволяет тебе постоянно расти. Тут и кино, и книги, и всё в одном. Игровая сфера очень многомерна, это фактически индустрия будущего.

Через игровую индустрию можно дотянуться до всего мира и воздействовать на него. В этой индустрии я нашел своё место, востребован и получаю отдачу. Это очень приятно. Потому что во многих других индустриях отдачу получить тяжелее.

Самое интересное в геймдеве, что возраст не важен. Если вы сделали хороший проект, вы можете на ровне со всеми участвовать в конкурсах, быть конкурентоспособными и получить признание. Например, в нашем BelGameDev Award, который мы будем проводить в этом году онлайн.

Как вы пришли к профессии? Где учились?

У меня есть несколько разных специальностей, все они немного помогают в профессии. В 90-е годы я учился драматургии в США и тогда начал писать сценарии к играм, продумывать сюжеты и квесты. Начал работать с текстовыми онлайн-играми и с этого началась моя карьера. В то время мне пригодился навык письма. С тех пор занимался локализацией, гейм-дизайном и многим другими направлениями.

В игровой индустрии задействовано очень много разных специалистов и, чтобы туда окунуться, можно быть музыкантом, художником, писателем или юристом. Например, юридическая специальность и мышление помогает мне формировать правила, описание игрового мира и социальные связи в нём. Ведь ты фактически прописываешь законы мира. А знание психологии помогает создавать целостных персонажей игры.

Ярослав Кот на встрече с учениками детской ИТ-школы Адукар

Какие специалисты нужны в игровой разработке?

Разные специальности могут быть по-разному применены. В гейм-дизайне очень много направлений. Особенно в крупных и интересных проектах. У нас индустрию игр пока что приравнивают к ИТ, хотя это индустрия развлечений. И процесс этот более творческий. Например, в озвучке игр задействованы актёры, звукорежиссёры и музыканты.

Но, из-за того, что рынок в Беларуси в основном казуальный и гиперказуальный, упор делается на технические процессы. Поэтому даже не креативным людям есть чем заняться в разработке игр. И айтишники — они технические работники. Им ставят задачу, а они должны её решить. А вот как её решить и в какие сроки — это уже креативная работа. Тем более, когда игровые компании растут, им нужны HR специалисты, юристы, бизнес-девелоперы, пиарщики, менеджеры и так далее. Полный цикл трудоустройства.

Чему в первую очередь нужно учиться школьникам и студентам, которые хотят пойти в ИТ. На какие предметы налегать и какие шаги делать?

Предметы пригодятся все. В частности, если есть информатика — она полезна для гейм-разработчиков. Но такой специалист на самом деле должен иметь широкий спектр знаний. Международная ассоциация разработчиков игр прописала стандарты образования по гейм-дизайну и в программе вообще нет языков программирования. Там есть архитектура, литература и так далее. Нужно побольше читать и развивать свой эстетический вкус. И нет более полезной деятельности для развития, чем создание игр. Нужно с детства придумывать игры, схемы, брать подвижные игры и превращать их в настольные и наоборот. Учиться вдохновляться чем-то из жизни и всё это переводить в компьютерную игру. Такой опыт очень важен. При трудоустройстве в США гейм-дизайнер ценится, если он умеет продумывать сценарий, персонажей, разрабатывать уровни и уже пробовал создавать игры. Но в Беларуси упор делается на программирование.

В Беларуси начинается строительство детского технопарка, как считаете, он станет трамплином для одарённых детей в успешную айтишную карьеру?

Сделать карьеру одарённому ребёнку помогает не только система, но и определенное воспитание. Нужно учиться soft-skills. Те люди, которые стали легендарными разработчиками, они не обязательно были супер талантливыми. Они просто умели правильно работать.

Какие вы можете назвать главные soft-skills для карьеры в ИТ?

Необходимо учиться работать в команде так, чтобы всем было комфортно. Быть пунктуальным и четко всё переуточнять — это показатели профессионализма. Вы должны учиться организовывать свою жизнь. Если что-то пообещали, то всегда делать. Важны вежливость и уважение к навыкам окружающих.

Уважение, умение учиться и самоорганизованность — три самых важных навыка.

Ярослав Кот, руководитель BelGameDev, Business Advisers, национальный представитель от International Game Developers Assosiation


Каким бы талантливым не был специалист, если работа всей команды страдает от него, то его исключат. Всегда лучше работать в команде, потому что так создаётся среда. Если вы попадете в компанию, то она создаёт креативное пространство, которое вас развивает и следит, чтобы вы были конкурентоспособны. Если компания хорошая, вы как специалист становитесь востребованнее и можете выступать спикером. Если вы известны и связаны с хорошими проектами, то на игры, которые вы делаете, проще найти инвесторов. А у вас больше свободы и творчества.

Читайте также о мероприятии в ИТ-школе Адукар с Ярославом Котом «Сейчас время, когда „корочки“ не так важны, как навыки. Процветает эпоха образования навыков».

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Какую карьеру выбрать ребёнку-робототехнику

14 мая пройдёт бесплатная онлайн-встреча «Кем быть в ИТ, если ты гуманитарий?»

Детский язык программирования Scratch впервые оказался в топе рейтинга TIOBE

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Привет! Ты уже записался на наши итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой! Регистрируйся, если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!