Централизованное тестирование

«ЦТ по математике — это типовые задачи: чем больше тестов решаешь, тем выше шанс встретить что-то похожее на ЦТ»

Дмитрий Судник, преподаватель математики в образовательном центре Адукар, о приоритетах в учёбе, подготовке к ЦТ за 2 месяца и отговорках учеников

ЦТ по математике пугает. Кажется, что вспомнить к экзамену всю школьную программу нереально. Но действительно ли это так? Мы поговорили с Дмитрием Судником, преподавателем математики в образовательном центре Адукар, о том, чего ждать от ЦТ 2018 года, как к нему готовиться и находить на это время.

Дмитрий с золотой медалью окончил лицей БГУ, учился на физическом факультете Белгосуниверситета. Подготовил около 300 абитуриентов, 64% из них сдали ЦТ выше 70 баллов. В образовательном центре Адукар Дмитрий преподаёт с февраля 2016 года
Дмитрий с золотой медалью окончил лицей, учился на физическом факультете БГУ. Подготовил около 300 абитуриентов, 64% из них сдали ЦТ выше 70 баллов. В образовательном центре Адукар Дмитрий преподаёт с февраля 2016 года

Какие отметки по математике стоят у твоих учеников?

В основном на курсы приходят ребята с отметками 7−8. Естественно, есть и те, у кого уровень ниже или выше. Например, абитуриенты из гимназий и лицеев, у которых стоят отметки 9−10, хотят набрать 95+ или взять 100 баллов. Ещё в этом году буквально в каждой группе есть ученик, который в прошлом не поступил или в этом году оканчивает колледж.

Есть мнение, что школьные отметки не совпадают с баллами за ЦТ. Это правда?

Школьные отметки не соответствуют уровню знаний точно. Я сам работал в гимназии и понимаю, что оценивать по стандарту крайне тяжело. Есть много случаев, когда школьник активный, но ему чуть-чуть не хватает. И учитель ставит отметку повыше, чтобы не обидеть ученика, хотя в глубине души понимает, что тот на 9−10 не знает. Если сравнить школьную отметку и знания, то понятно, что можно смело отнимать 2−3 балла. Разбежка очень большая. Но об этом многие говорят. Медалист или отличник не напишет ЦТ по непрофильному предмету на 90 баллов, хотя в аттестате у него стоит 9 баллов.

Наверное, в этом и заключается главная проблема. Кажется, что если школьник получает 7 по математике в школе, то 70 баллов на ЦТ наберёт без проблем. На самом деле это очень тяжело. Даже для меня написать сходу тест на 100 баллов сложно.

Тем не менее, Дмитрию таки удалось написать ЦТ по математике на 100 баллов в 2015 и 2017 году
Тем не менее, Дмитрию таки удалось написать ЦТ по математике на 100 баллов в 2015 и 2017 году

На то и есть курсы и репетиторы, которые помогают эффективно подготовиться к ЦТ. Чтобы результаты тестирования соответствовали уровню знаний.

Вообще специфика централизованного тестирования заключается в том, что на 70−80 баллов его написать реально, а всё, что идёт выше, это уже проверка на психологическую устойчивость. Абитуриент не должен поддаваться панике или влиянию соседа. Многое зависит и от аудиторий, где сдаётся ЦТ. Они могут быть и по двести человек, там может оказаться душно. Стресс, волнение, и страх, что папа выгонит из квартиры, если плохо сдашь ЦТ. Вот поэтому результат и ухудшается. Сидя дома под одеялком с кофе, можно и на 80 баллов написать. Большинство людей в тишине и спокойствии пишут тесты лучше.

Возможно, упростит эту задачу то, что математика — не первое ЦТ. Плюс ты уже прошёл три этапа РТ, демонстрационный вариант. Решение тестов поможет привыкнуть, набить руку. Ещё нужно держать в голове мысль, что ЦТ каждый год сдаёт примерно 200 тысяч абитуриентов. Это стандартная система, а не что-то сверхъестественное. Обычный этап в жизни. В будущем и не вспоминаешь об этом.

Есть ли у тебя на курсах сильные ученики, которые претендуют на 100 баллов по математике?

Есть такие. В прошлом году была только одна группа с сильными ребятами, сейчас таких уже две. Я разделил учеников с разным уровнем знаний. Если группа сильная, часть А мы практически всю опускаем, разбираем сложные задания и приступаем к части Б. В группе слабой мы спокойно решаем каждый номер.

Математическая хитрость с гипотенузой

На каких темах чаще всего сыплются твои ученики?

Проблемной темой для школьников испокон веков была геометрия. В алгебре запомнил, подставил, выразил — это понятно на пальцах. А в геометрии много формул, которые нужно знать. А если понимаешь, как они выводятся, то автоматически приходится учить в два-три раза меньше. Ещё в геометрии нужно пространственное мышление и логика, с этим у абитуриентов всегда проблемы, устраняются они только на практике.

Затем из проблемных разделов я бы выделил тригонометрию. Синусы и косинусы, тригонометрические уравнения, тригонометрические преобразования всегда вызывали сложности у абитуриентов. Но я заметил (да и многие ученики, когда мы прорешиваем тесты, говорят), что из года в год тригонометрия всё легче и легче. В ЦТ по математике последних лет затрагивается пять-десять основных формул. Не нужно, как раньше, знать какие-то сложные и редкие замены.

ЦТ по математике — это типовые задачи: чем больше тестов решаешь, тем выше шанс встретить что-то похожее на ЦТ. Невозможно подготовиться к ЦТ по одной задаче. Но когда ты прорешал 100 задач, то 101 задача не вызовет затруднений.

Какие темы перед ЦТ по математике ты советуешь повторить особо тщательно?

В спецификации ЦТ по математике чётко сказано, какие темы затрагивает тест. Чаще всего встречаются уравнения и неравенства (11 заданий из 30). Значит, с них и следует начать. Стоит брать сперва глобальные темы, а уже потом переходить к темам поменьше и полегче.

Бывает, ребята начинают подготовку с чтения учебника 5 класса, он лёгкий и понятный. В итоге до учебника за 9 класс уже руки не доходят. Страшно, но нужно переосилить себя и первой взять сложную тему.

Задач пятого уровня (9−10 баллов в контрольной) в ЦТ по математике только две. В основном задачи третьего уровня, то есть на 6 баллов. Получается, если твоя отметка в школе 5−7, то 25 заданий из 30 ты сможешь решить. ЦТ по математике не состоит из сугубо сложных заданий, которые нужно расписывать на страницу.

Реально ли подготовиться к ЦТ по математике за экстремально короткий срок (2−3 месяца)?

Да. За неделю тяжело, но за месяц можно. Главное, каждый день по чуть-чуть учить предметы, которые ты сдаёшь. Это как «съесть слона по кусочкам». Есть огромный план, и нужно каждый день что-то делать, тогда все проблемы исчезнут.

Ещё останавливает неуверенность в себе. Кажется, «ого, 11 лет математики». Но всё реально. 11-классникам порой сложно всё успевать. Школьные экзамены, ЦТ, последний звонок, выпускной. Как найти время на подготовку к тестам?

Могу сказать, что главной ошибкой 11-классников является то, что они неграмотно расставляют приоритеты. Приведу простейший пример.

Когда-то давно я готовил к ЦТ по математике одну девочку. Занимались мы два раза в неделю по три часа. Но при этом она не могла готовиться систематически. Директор школы у неё вела географию и задавала на каждый урок таблицы на четыре-пять страниц. Естественно, это занимало очень много времени. Я пытался объяснять ученице, что даже если по географии ей поставят 6 баллов, нужно помнить, что это всего лишь одна отметка из 14-ти. Если у школьника остальные 8−9, то балл аттестата упадёт с 8,0 примерно до 7,7−7,8. Всего на 2 пункта из 100. Можно ослабить хватку с географией и направить усилия на нужные предметы. Средний балл аттестата упадёт, но зато, если ты каждый день математику решаешь по три часа, то с лёгкостью компенсируешь падение задачей из части В, за которую даётся 3−5 баллов. Если подойти к учителю и сказать, что ты готов получить не 9, а условно 7, и хочешь всё время бросить на математику и язык, это наоборот вызовет уважение.

Возвращаясь к истории. Девочка не поняла, что я хотел сказать. Математику она сдала слабенько, где-то в районе 50 баллов. Да, аттестат вышел высокий, 8 с копейками, может под 9. Она призналась, что если бы было больше времени, она сама набрала бы 60 баллов.

Психологически очень сложно это понять. Идёт срыв шаблона. Школьники привыкли, что все предметы нужно знать хорошо. Это как бабушке объяснять, что без компьютера теперь никуда. Она считает, что сходить на почту, отстоять очередь 3 часа намного лучше. Поэтому я прикладываю все усилия, пытаюсь объяснить, что не надо тратить время на то, что не так сильно влияет на итоговый результат.

Показательная история. А как мотивироваться школьникам, которые не могут сесть за подготовку к ЦТ по математике из-за лени?

Нужно всегда взвешивать и выбирать. Если тебе важнее пойти погулять — это твой выбор, его осуждать тоже не нужно. Просто помни, что, если вдруг не хватит одного балла до бюджета, будет очень обидно. Такие случаи бывают.

На бюджет сложился проходной балл 315, а абитуриент набрал 314 и идёт первым платником. Я пересматриваю переписку с этим учеником Вконтакте и вижу: 15 декабря — «я уезжаю отдыхать на две недели», 7 января — «у нас православное Рождество, я отдыхал», 9 мая — «ходил на парад». А 7 ноября — так это вообще самый любимый праздник школьника. В этот день он обязательно должен отдыхать.

И я скидываю ему эти сообщения, конечно же, он обижается, проклинает меня: «Почему вы меня отпускали?» Но я предупреждал, что нужно правильно расставлять приоритеты. Больничные, тусовки, «кошка рожала», «просто хочу дома отдохнуть» — стандартные отговорки.

Как считаешь, можно ли подготовиться к ЦТ по математике самому?

На сегодняшний день подготовиться к ЦТ по математике самостоятельно есть больше возможностей, чем пять лет назад. Сейчас любую тему вбиваешь в Google — и всё. Выходит столько роликов, только смотри. Наверное, так исторически сложилось, что нам всегда нужен человек, который будет гнать, понукать, шевелить, потому что самостоятельно мы не начнём заниматься. По этой же самой причине люди нанимают личных фитнес-тренеров. Ты привык, что кто-то тебя контролирует. Хотя на моей памяти были люди, которые принципиально не шли к репетитору или на курсы. Но это должна быть железная сила воли. Она закаляется с детства.

...........
Дмитрий регулярно проводит мероприятия по разбору заданий ЦТ. Следующее будет 26 мая

Регистрируйся на бесплатный ЦТ форум по математике прямо сейчас!

Как изменяется ЦТ по математике с каждым годом? Задания становятся проще либо сложнее?

Ключевых изменений я бы не выделял. Всё отражает спецификация. Количество заданий не меняется. В идеале нужно готовиться по спецификации этого года, она выходит в январе в год тестирования. До января ты работаешь по спецификации прошлого года. Когда выходит новая, ты распечатываешь обе и сравниваешь. Нет такого, что ты готовился по спецификации, а на ЦТ такого нет.

Тем более по поручению президента ЦТ будет максимально адаптировано под школьную программу. Я бы сказал, что с каждым годом ЦТ становится всё легче и легче, но не знаю, может быть, это я становлюсь всё опытнее и опытнее (смеётся). Но многие дети для себя отмечают, что когда мы прорешиваем ЦТ 2005 года и заканчиваем на ЦТ 2017 года, то это видно. Начиная с 2010-х годов ЦТ всё легче и легче.

Говорят, что на ЦТ по математике можно научиться «угадывать» ответы. Так ли это?

Не нужно путать метод тыка с угадыванием. Угадывание заключается в том, что ты понимаешь, как работает уравнение, где может быть подвох, какие корни нужно выбросить, какие не подходят по смыслу и т. д. Но это замкнутый круг: чтобы угадать правильный ответ, ты должен знать, как решается этот номер. Тогда зачем вообще угадывать, если алгоритм решения тебе известен?

На занятиях в Адукаре, если я вижу номер, где можно сказать ответ сразу, то показываю ученикам. Они говорят: «Ого, ничего себе!» — но потом, когда я показываю решение, понимают, почему я угадал. Просто нужно в голове просчитать несколько шагов вперёд. Мой совет — угадывать нужно только тогда, когда остается две минуты до конца ЦТ, а ты не знаешь, как решать задачу. Вот там можешь тыкать на любой вариант ответа.

Если проследить всю историю ЦТ по математике, то в тестах первых лет вариант 4 мог встречаться хоть десять раз на тест. Какой-нибудь абитуриент ставил в бланке ответов одни четвёрки и мог получить 30−40 баллов. В ЦТ последних лет правильные ответы (1, 2, 3, 4, 5) распределены по тесту равномерно. Поэтому сейчас выставлять в ряд одни двойки или тройки — глупое решение. Максимум, что ты сможешь набрать, это 10−15 баллов. Уж лучше тогда варианты ответов расставить зигзагом (смеётся). Если в части А ты не решил один номер или максимум два, то посмотри, как часто встречаются варианты ответов и выбери тот, который встречается реже. Мне кажется, это нормальный такой лайфхак для умненьких.

Для В части применимы подобные лайфхаки?

В части В такой закономерности не нашёл. Угадать крайне сложно. Встречаются и положительные ответы, и отрицательные.

А как рационально распределить время на ЦТ по математике?

Разные абитуриенты решают ЦТ по-разному: кто-то с начала, кто-то с конца. Чтобы сэкономить время, нужно определить для себя оптимальную модель решения теста. Я могу рассказать про самый популярный подход.

На часть А (1−18) ты отводишь 30 минут, на часть В (19−30) — 90 минут. ЦТ длится 3 часа и у тебя в запасе остаётся 60 минут. Их ты делишь пополам: 30 минут остаётся на проверку и ещё 30 — на заполнение бланка. После проверки я стабильно нахожу пару-тройку ошибок в части А. Несмотря на то, что там есть варианты ответов. Всё равно где-то проскакивает примитивная ошибка, которую предугадали авторы.

Как бы ты посоветовал готовиться к ЦТ по математике, когда остаётся меньше 50 дней до ЦТ?

Не надо готовиться по темам. Если два месяца до ЦТ, то да, там можно по темам быстренько вспомнить. Но в идеале нужно просто брать тест и решать абсолютно разные задания. Да, первые тесты можно решать и неделю, потому что каждое задание — новый материал. Но потом второй тест, третий тест и ты поймёшь, что задания повторяются, какие-то чаще, какие-то реже. Такой подход не даёт забывать основные темы из курса математики.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by