Войти
Родителю

Есть ли будущее у белорусского дистанционного обучения для школьников?

Мнение преподавателей Адукар

Пандемия показала не только Беларуси, но и всему миру, насколько важно, чтобы школьное образование имело доступ в интернет. Пока в нашей стране этот формат обучение практикуют не все средние общеобразовательные учреждения. Мнения же родителей на счёт «дистанционки» расходятся: кто-то приветствует этот формат обучения, а кто-то озадачен тем, насколько эффективно проводить онлайн-уроки для детей разных возрастов и не потеряет ли при этом образование в качестве. Порассуждали с преподавателям Адукар на этот счёт.

Насколько удобны дистанционные (онлайн) уроки для отличников и средних по успеваемости ребят?

Полина Муштукова, преподаватель химии

По опыту своих дистанционных занятий могу сказать, что такие уроки не уступают по качеству обычным занятиям. Ведь все те же возможности есть и в онлайн-форме: доска, где мы можем разбирать задачи; презентации, которые также транслируются, комментируются мной. Можно записать занятия и пересмотреть. Поэтому отчасти плюсов больше, к тому же дома многие чувствуют себя комфортнее, когда чаёк и плед рядышком.

Касательно уровня обучения: ребята, которые пришли за знаниями и результатом, ничего не теряют. Могу это сказать с уверенностью, даже на первых занятиях они сразу включаются, не боятся отвечать и участвовать в процессе. К сожалению, те, кто приходят на курсы «посидеть, потому что так мама сказала», постоянно ищут возможность списать и благополучно могут сделать это в онлайне, т.к. контроля действительно в такой форме меньше. Но я их не контролирую ни оффлайн, ни онлайн: считаю, что это личный выбор каждого.

Дмитрий Судник, преподаватель математики и физики

Существует сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования. На онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже наладить диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15−20% присутствующих.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения

Принципиальной разницы в уровне подготовки учеников нет. Для социально-гуманитарных предметов проще перейти к преподаванию новых тем онлайн, т.к. достаточно её проговаривать устно, а уже потом можно сделать яркие презентации и вспомогательный материал. Хорошо, что доска не так нужна, как в других предметах. Я бы не говорил, что этот формат только для старшеклассников, но все же для них он подходит лучше. Без физического присутствия преподавателя рядом с учеником нужен определённый уровень самостоятельного контроля своей дисциплины.

Удобно ли преподавателю объяснять онлайн совершенно новую тему?

Полина Муштукова, преподаватель химии

Крайне удобно. Обычные занятия я провожу с использованием презентации. Комментирую то, что есть на слайдах, где-то дополняю и объясняю, но, естественно, это делаю на обычной доске в аудитории. Концентрация немного рассеивается, потому что слайд у тебя условно на одной стене, а Полина рисует что-то на другой. В режиме демонстрации презентации онлайн я прямо с графического планшета добавляю пометки на слайды, дорисовываю схемы, рисунки, так что ученики не теряют фокуса.

Марина Семёнова, преподаватель русского языка

Абсолютно новые темы созданы для онлайна. К примеру, преподаю русский как иностранный взрослым и детям с нуля. Это не просто новая тема по школьному предмету, это гораздо сложнее. А представьте американского ребёнка, который не только не владеет русским, но толком и не слышал его. Да, согласна, это титаническая подготовка для преподавателя. В запасе всегда надо иметь дополнительный материал, плюс варианты более лайтового или углубленного изучения одной и той же темы. Опять же, это всего лишь подготовка.

Онлайн-уроки только для старшеклассников?

Полина Муштукова, преподаватель химии

Абсолютно не согласна. Столько крутых игр, викторин онлайн, видеоуроков, демонстраций, что можно заинтересовать любого. Есть один нюанс: онлайн-формат всё-таки требует самоорганизации и ответственности, чтобы сесть и сделать всё в срок, решить, потому что учитель не придёт и не проверит на уроке. Но тут опять-таки, я сторонник воспитания людей, которые готовы брать на себя ответственность за свою жизнь и образование.

Марина Семёнова, преподаватель русского языка

Дистанционные уроки однозначно очень хороши! Они прекрасны для ребят разного уровня и возраста. Самый мой маленький ученик учится в четвёртом классе, старшему 62 года. Онлайн-уроки не только для старшеклассников.

Например, Льву из Питера девять, он сам меня нашёл, позвонил и пытался выяснять детали оплаты. Я была в шоке от такой организованности. Мама воспитала очень самостоятельного ребенка. И идея дополнительных уроков принадлежит тоже Льву.

Эбби из Америки тоже девять и русский учит с нуля. Никто из родителей не может ни помочь ей, ни проконтролировать. Я предлагала ставить занятия на запись, но они сказали, что это излишне, девочка после урока всё сама подробно рассказывает.

Нику тоже девять, вот его контролирует мама. Он может опоздать или забыть вовремя включить компьютер. Но это только оргмоменты.

Вывод: онлайн не подходит тем, кто не хочет учиться, мотивированные ребята прекрасно всё воспринимают и оценивают удобство и комфорт.

Приходи заниматься к крутым преподавателям Адукара!Оставляй заявку и начинай готовиться к ЦТ 2021 заранее. А мы тебе поможем и научим решать тест на 80+ баллов. Есть онлайн и офлайн форматы обучения.Записаться на пробное занятие

Как поступать с практическими заданиями?

Полина Муштукова, преподаватель химии

Так же, как и в аудитории, используем доску в Zoom и суперклассно! Целое занятие решаем там задачи, маркеров больше, цветов больше, картинки ярче. Все довольны.

Дмитрий Зайцев, учитель истории и обществоведения

Практические задания нужно переводить в электронный вид — и это главная сложность. Мы много тратим на это времени, но без этого всё равно в скором времени не обойтись.

Дмитрий Судник, преподаватель математики и физики

Методы, используемые в определённых предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником (собрать экспериментальную установку, выполнить построение циркулем), оказываются неэффективными при дистанционном обучении. К тому же нет гарантии самостоятельного решения учебных заданий и задач.

Но при этом есть, конечно, и плюсы, если можно их таковыми назвать. Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире. Отсутствуют лишние мероприятия — школьные линейки, дежурства. Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них.

Какие есть проблемы в дистанционном обучении?

Полина Муштукова, преподаватель химии

Самая большая проблема, на мой взгляд, — отсутствие контроля. По большей мере, выходцы наших школ привыкли делать многое из-под палки. Либо встречаются ситуации, когда дети совсем не хотят изучать предмет, потому что так за них решили родители. Но я бы не назвала эту проблему только проблемой дистанционки. К сожалению, она есть и в оффлайн режиме, просто она усугубляется в онлайне.

Марина Семёнова, преподаватель русского языка

Проблемы в онлайн, на мой взгляд, три. Первая — необходимость очень серьёзной подготовки к каждому занятию. Вторая — при работе с группой не видишь глаза (а для меня это безумно важный элемент коммуникации). И третья — сложно организовать работу в паре, тройке, группе, сменных динамичных парах (в аудитории это очень хорошо работает). Что лучше: онлайн или оффлайн? 50/50.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения

Ученики порой менее ответственно подходят к обучению. Есть и технические проблемы как с качеством интернета, так и с оборудованием для проведения подобных занятий. Я только в прошлом году потратил больше тысячи рублей для современного оснащения своих занятий.

Что всё-таки лучше: очные занятия или онлайн?

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения

Онлайн — это хорошая замена обычных занятий, но у оригинального формата есть своя атмосфера, которую нельзя полностью передать дистанционно.

Полина Муштукова, преподаватель химии

Ещё полгода назад я бы с уверенностью сказала: «Оффлайн». Сейчас, когда мир позволяет экономить время на дороге в образовательный центр, но не терять качества образования, я считаю, что глупо не пользоваться такой возможностью. Лишних два часа, выигранных с дороги, можно потратить на отдых (которого определённо у поступающих очень мало) или на прорешивание ещё 25 лишних задач.

Конечно, теряется полноценное чувство атмосферы, «тусовки» что ли, потому что курсы — это не только про процесс обучения, это же ещё и навыки коммуникации, выступление на публике, новые контакты. На курсах дети за год нередко превращаются из разносортных людей в компании по интересам и становится чуть не лучшими друзьями. А так часто и процесс образования легче идёт. Помню, как в прошлом году две девчонки так сдружились, что перед самим ЦТ две недели кофе пили вместе и задачи разбирали. Поэтому в каждом формате обучения есть свои прелести.

Если у тебя хватает самостоятельности и организованности и ты хочешь успешно подготовиться к ЦТ, записывайся на онлайн-курсы Адукар. Также не забывай о бесплатных стримах и видеоуроки с нашими преподавателями, которые можно найти на YouTube-канале.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2021 в образовательном центре Адукар

ЦТ онлайн

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Привет! Ты уже записался на наши итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой! Регистрируйся, если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!