Войти
Абитуриенту

Как научиться читать быстро: 7 принципов скорочтения

Франклин Рузвельт читал целый абзац одним взглядом, Джон Кеннеди мог осилить более 280 слов в минуту, а Эдисон читал сразу 2−3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами. Исторические факты об известных личностях, которые изучали и практиковали техники скорочтения, просто удивляют! Кому не хочется читать так же быстро, при этом не теряя смысл прочитанного? А ведь это доступная информация, бери, что называется, и пользуйся. Мы выбрали самые интересные и, на наш взгляд, действенные принципы быстрого чтения, которые ты можешь начать осваивать уже после прочтения этого текста.

Читать без регресса

Прочитал слово — снова перечитал. Прочитал предложение — снова возвращаешься в начало строки. Знакомо? Это и есть регресс в чтении. Обычно такое происходит, если возникают какие-то вопросы по тексту или отдельным словам. А некоторые незаметно для себя даже лёгкий текст читают дважды, как будто для верности. Когда возвраты обоснованы, то есть у нас, к примеру, возникают новые мысли, их считают обоснованными и называют реципациями. Но и реципации, и регрессии сильно уменьшает скорость чтения.

И всё же почему мы читаем с регрессами? Самая часта причина — это привычка. Порой так получается из-за невнимательности, а не оттого, что текст требует какого-то дополнительного осмысления. Отказавшись от чтения с регрессами мы будем читать в два раза быстрее.

Методика быстрого чтения рекомендует перечитывать текст только после первого законченного чтения.

Читать без проговаривания

Затормаживает чтение и всевозможная неконтролируемая артикуляция — движения губ, языка, гортани при чтении текста про себя. То, насколько такие микродвижения интенсивны, зависит от развития навыка чтения (поэтому часто встречается у детей) и сложности текста. Одни люди говорят, что у них нет артикуляции, а другие наоборот признаются, что постоянно слышат, как кто-то бубнит, когда они читают текст. На самом деле специальные измерения вроде рентгеносъёмки в процессе чтения способны обнаружить артикуляцию даже у тех, что читает сравнительно быстро. И если постараться убрать её, то чтение станет ещё быстрее.

Проговаривание слов при чтении бывает двух типов. К первому типу относится проговаривание с конкретными движениями. Выход из ситуации — держать язык за зубами в прямом смысле. Для этого даже можно первое вреия держать что-то в зубах. Второй тип проговаривания исправить тяжелее, так как речь идёт о проговаривании слов в мозгу. Избавиться от привычки поможет метод «клин клином». Проговаривание слов происходит в речевом центре, рядом же находится двигательный центр, через который и можно попробовать подавлять слова, возникающие в голове. Для этого нужен какой-то ритм вроде записи метронома, желательно, чтобы записей было несколько с разной частотой ударов. Читать надо под этот стук и при чтении делать какие-либо движения.

Читать по интегральному алгоритму

Зачастую результат быстрого чтения достигается не столько за счёт скорости, сколько за счёт оптимальности и эффективности получения информации. Обычно мы не думаем, как нам читать тот или иной текст. Поэтому любой текст читается одинаково медленно. А вот если поставить цели, задачи, если умело использовать каждую из них в нужный момент, можно научиться читать быстрее. Смысл интегрального алгоритма чтения — воспринимать только нужную информацию, отсеивая ненужное. Попробуй изучить его, если серьёзно хочешь ускорить своё чтение.

Читать вертикально

Вернее, вертикальными движениями глаз. При традиционном чтении у нас небольшое поле зрения, то есть участок текста, который мы воспринимаем глазами, очень маленький. Поэтому глазам приходится делать много лишних скачков и остановок. А если как бы дробить взгляд, расширяя при этом поле зрения, то информации при каждой остановке глаз будет восприниматься больше. Тогда за одну фиксацию будет восприниматься не 2−3 слова, а целая строка, а иногда даже абзац.

Читать текст целыми фразами не только быстрее, это улучшает и понимание прочитанного, делает его более глубоким. Всё потому, что восприятие больших фрагментов текста во время одной фиксации рисует в голове яркие образы, которые проясняют смысл текста.

Думаем, ты тоже замечаешь, как снижает скорость чтения непродуктивный переход глаз от конца прочитанной строки к началу новой. Это лишние, холостые движения глаз. Чтение вертикально, то есть сверху вниз по центру страницы, значительно ускоряет процесс чтения.

Выделять доминанту в тексте

Доминанта — это основное смысловое значение текста. И если мы сразу пытаемся понять текст, его смысл, то мы сильно экономим время. Когда текст несложный, понимание сливается с восприятием, всё очень просто. А вот чтение трудных и незнакомых текстов порой представляет собой развёрнутый во времени процесс. Чтобы понять и запомнить текст обычно используется два приёма — выделение смысловых опорных пунктов и антиципация.

Выделение смысловых опорных пунктов

Текст мысленно делится на части, которые группируются по смыслу. Это помогает выделить основные опорные пункты, упростить понимание и запоминание текста. Причём опорой понимания может быть что угодно, абсолютно любая ассоциация, даже если это какие-то несуразные мысли, всплывающие в голове при чтении текста. Ассоциация — это нечто краткое, сжатое. Свести содержание текста к ёмким логическим формулам, определить центральное понятие, провести ассоциации — в этом и есть суть понимания текста. Метод выделения смысловых опорных пунктов — это фильтрация и сжатие текста без потери сути.

Антиципация

Второй приём называется антиципация или предвосхищение, и представляет собой смысловую догадку, ориентацию на предвидимое будущее. Наше мышление активно работает, мы больше опираемся на содержание текста в целом, чем на отдельные слова, и пытаемся выявить замысел автора текста.

Каждому по вкусу разные способы, из любопытства попробуй оба — вдруг какой-то из них приживётся и станет твоей читательской привычкой?

Развивать внимание и память

Быстрое чтение требует концентрации и внимания. Осознанно управляя своим вниманием при чтении, мы увеличиваем его скорость. Отвлекаясь на посторонние мысли и предметы мы начинаем читать текст механически и его смысл просто не доходит до нашего сознания. К тому же, мотивация к чтению снижается. Поэтому важный принцип — работать над своим вниманием, учиться им управлять.

Способность концентрироваться можно тренировать читая задом наперёд. Когда мы отвлекаемся на посторонний предмет, наше внимание теряется, и этот факт легко обнаружить.

То же касается и памяти: забывая, о чём было предыдущее предложение или абзац, мы заставляем себя возвращаться и перечитывать, неразумно растрачивая время.

Читать каждый день

Скорочтение требует тренировок, не правда ли? А тренировки должны быть регулярными. Поэтому для увеличения скорости чтения поставь себе за цель читать каждый день. К примеру, 50−100 страниц. Книги могут быть совершенно любыми. Кстати, можно даже начать с книги по скорочтению Андреевой О. А. и Хромовой Л. Н. —  «Учимся быстро читать».

Приятного и скорого чтения!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

ЦТ онлайн: решай авторские тесты и готовься к ЦТ

Итоговые занятия перед ЦТ 2021

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Привет! Ты уже записался на наши итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой! Регистрируйся, если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!