Новости

Какие новшества ожидать в системе образования Беларуси в 2019 году

В мае TYT.by встретился с начальником главного управления профессионального образования Министерства образования Сергеем Касперовичем по теме новшеств, которые происходят в системе образования Беларуси. Передаём основную информацию из интервью.

Задача образования — подготовить нужных для экономики специалистов

Министерство труда и соцзащиты, Министерство образования, Министерство экономики стараются уменьшить разрыв между системой образования и рынком труда Беларуси. Чтобы из вузов и колледжей не выходили ненужные специалисты, создана Национальная система квалификаций. Она состоит из нескольких элементов: национальной рамки квалификаций, секторальных советов, секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов. С помощью такой системы удаётся сформировать требования, продумать подходы к подготовке кадров и создать профессиональные стандарты. Например, заказчики кадров вместе с Министерством образования решают, что должен знать и уметь определенный специалист или рабочий. С учётом этого формируют образовательные стандарты, по которым готовят специалистов в учебных заведениях.

Минобразования плотно работает с ПВТ по подготовке кадров для ИТ-сферы

Белорусский ИТ-сектор успешно развивается, а ПВТ заинтересован в молодых талантах, поэтому тесно сотрудничает с вузами. Компании-резиденты ПВТ участвуют в разработке образовательных программ и в обеспечении вузов кадрами. Многие из ИТ-фирм спонсируют университетские лаборатории в Минске, Гродно, Бресте и Гомеле. Некоторые компании, как Wargaming, предлагают одарённым студентам БГУ стипендии. Может быть, организации из других отраслей экономики тоже последуют их примеру. Ведь это один из наилучших способов заметить и привлечь к себе способных студентов уже на младших курсах.

«У фразы „ты пришёл на работу — забудь, чему тебя учили“ больше не будет шансов на жизнь»

В ходе беседы Сергей Касперович отметил, что учебные заведения стараются готовить универсалов, которые могут учиться всю жизнь и адаптироваться под задачи разных работодателей. Цель высшего образования как раз в том, чтобы специалист умел учиться и переучиваться и «мог быть полезным для 10, 30 или 100 предприятий».

И в режиме информационной работы, и через корректировку образовательных программ мы закладываем этот важнейший принцип — обучение через всю жизнь. Все методические семинары, которые проводятся с преподавателями, тоже посвящены этой теме. Это закладывается и в образовательных стандартах. В компетенциях так и прописано: умение учиться, получать новые знания. Дальше нужно только «увязать» со стандартом учебные дисциплины, которые должны будут сформировать эти умения.

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования

За последнее десятилетие количество ИT-специалистов увеличилось в 2,5 раза

В 2018 году на специальности сферы ИТ увеличили приём на 200 человек, в этом году планируют принять на 650 абитуриентов больше. По словам Сергея Касперовича, пока сложно сказать, понадобится ли через пять лет больше айтишников, потому что у них проектный характер работы. Уже в этом году учитывались данные, которые пришли из Министерства труда и соцзащиты. Ориентировались на систему «заказ» и на информацию, которую предоставили университеты. В 2019 году заработает новая система формирования цифр приёма и прогнозирования.

Сейчас мы не даем большие цифры приёма на те специальности, где видим недостаточный спрос от заказчиков. Поэтому и происходит сокращение набора на экономические, юридические специальности и увеличение — на некоторые технические.

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования

Из десятка тысяч выпускников до места распределения не доезжает около 100

В этом году распределение будет практически 100-процентным. Понятно, что заявки на молодых специалистов приходят из разных мест. Но старательные студенты как раз получают лучшие рабочие места или приносят свои заявки. Распределение — это гарантия первого рабочего места. Практика показывает, что в Беларуси более тысячи «платников» берут направление. Государство в свою очередь хочет быть уверенным, что бюджетные деньги были потрачены не зря и что вакансии, которые заявляют работодатели в университеты, будут заполнены.

Распределение может казаться проблемой лишь для тех студентов, которые плохо учились и не проявляли должного участия в поиске собственного места трудоустройства. Да, тогда, возможно, они получают не то место работы, которое желают для старта.

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования

Показатель эффективного распределения — это количество закреплённых специалистов, тех, кто остался после распределения на рабочем месте. А на это в свою очередь влияют условия для труда: оплата, соцпакет, интересные задачи и так далее.

С 2019—2020 учебного года заработают спортивно-педагогические классы

Часто случается так, что абитуриент поступает и разочаровывается в выбранной специальности. Для того, чтобы понимание, подходит выбранная профессия или нет, пришло до поступления и создаются профильные классы. Из-за нехватки тренеров по примеру педагогических и аграрных классов создадут спортивно-педагогические классы. Если ученик активно занимается спортом, но понимает, что карьеру олимпийца ему не сделать, может попробовать себя в тренерской работе.

Найдена причина, почему белорусские высшие учебные заведения не растут в международных рейтингах

Белорусские университеты изучают критерии и подходы, по которым ранжируют вузы в рейтингах. На апрельском семинаре удалось определить, что главный критерий не образовательная деятельность, а научная: цитируемые публикации на английском языке. Белорусские вузы занимаются и академической мобильностью, и стажировками для магистрантов, преподавателей за рубежом, и привлечением зарубежных лекторов. Чтобы подняться по некоторым пунктам рейтинга нужны финансовые вложения, а деньги порой нужнее для оснащения университетской лаборатории.

Рейтинги — это сложная категория. Кто-то поменял правила игры — и мы падаем, хотя у нас ничего не ухудшилось. И у других ничего не улучшилось. Но мы понимаем, что нам нужно принимать эти правила игры. И прилагать усилия, которые в конечном счёте дадут результат.

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования

Со временем у студентов появится больше свободы по выбору предметов

С нового учебного года студенты и магистранты БГУ смогут выбирать предметы для дополнительного образования. Так как у студентов мало опыта и ограничено видение своей программы, они могут выбрать неподходящую его специализации предмет, который ему не пригодится в профессии. Но, как отметил Сергей Касперович, доводить до абсолюта это не будут: «Поэтому право выбора расширится, но не станет безграничным. Преподавателям, администрации вуза, Министерству образования, экспертному сообществу, заказчикам кадров всё-таки лучше видно, кто и с какими знаниями будет востребован на рынке труда».

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by