Профессии

«Работать в сфере логистики может каждый. Нужно только приложить определённые усилия»

Заведующий кафедрой Международного университета «МИТСО» Евгений Александрович Иванов рассказал о специальности «Логистика»

Заведующий кафедрой логистики Международного университета «МИТСО» Евгений Александрович Иванов рассказал Адукару о том, благодаря кому бананы попадают на прилавки, кто такой логист и почему ему не обойтись без знания иностранного языка.

Евгений Александрович получил высшее образование в нархозе (БГЭУ). Сейчас он кандидат экономических наук, доцент

Что собой представляет логистика?

Есть традиционное определение логистики — доставка груза в конкретное место в необходимом объёме точно в срок и с минимальными затратами. Логистика будет существовать до тех пор, пока существует человек с его потребностями. Это сфера обеспечивает жизнедеятельность людей. Вот мы не задумываемся, откуда кофе, который мы пьём по утрам, как он попал в магазин. Как эквадорские бананы зимой оказались на прилавке? А ведь всё это благодаря логистам.

Расскажите немного о кафедре логистики «МИТСО».

Кафедра «Логистики» в «МИТСО» появилась сравнительно недавно, в 2008 году. Она отделилась от кафедры «Маркетинга и логистики». Когда это произошло, встал вопрос, кто будет преподавать. Ведь один из аспектов качественного образования — квалифицированные, креативные преподаватели, у которых хочется учиться. Пришлось их искать буквально по всей республике. Одних я пригласил из БелГУТа, вторых — из ВГТУ, третьих — из МГУ имени А. А. Кулешова. Таким образом мы собрали по крупицам профессорско-преподавательскую команду. Не состав, а именно команду. В чём разница? Если надо решить какую-то проблему, мы не перекидываем её на другого, а решаем сообща. Мы придерживаемся принципов полной согласованности действий и взаимовыручки.

Практическое занятие на филиале кафедры в логистическом центре Point Logistics

Чему учатся студенты-логисты?

Нужно чем-то удивлять студента, делать так, чтобы он действительно учился, а не «отбывал занятия». Тут опыта преподавателя не достаточно. Необходимо, чтобы обучение было практикоориентированным. Когда я был студентом нархоза, проходил первую практику не где-то в офисе, а на Минском тракторном заводе в литейном цехе № 2. Вторую практику — на Минском автомобильном заводе. Такой опыт мне в дальнейшем очень помог в жизни. Именно поэтому я начал искать контакты с транспортными предприятиями и логистическими центрами. В результате мы открыли три филиала кафедры: на Capital Logistic, Point Logistics (это крупнейшие логистические центры в РБ) и на Белорусской универсальной товарной бирже. Мы проводим там занятия со студентами с первого по третий курс. Посещаем транспортные компании «Белмагистральавтотранс», «ДБ Шенкер». Студенты видят, как оформляются грузы, начинают учить сленг перевозчиков. Например, «подбиться под фуру» значит сцепить тягач и фуру, «шлифовать асфальт» — буксовать. Благодаря этому наши выпускники отлично ориентируются в технологии обработки грузов.

Нужно чем-то удивлять студента, делать так, чтобы он действительно учился, а не «отбывал занятия». Тут опыта преподавателя не достаточно. Необходимо, чтобы обучение было практикоориентированным.

Евгений Александрович Иванов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой логистики Международного университета «МИТСО»

А ещё мы в этом году впервые организовали образовательный тур по скандинавским портам. Объехали порты Риги, Таллина, Стокгольма и смотрели, как обрабатываются грузы. Учились общаться в реальных условиях с сотрудниками портов. Беларусь ведь тоже в какой-то мере морская держава. У нас есть Управление морских перевозок и два судна ходят под белорусским флагом. Поездка позволила посмотреть, что такое море, как работает порт, как осуществляется диспетчеризация. Это очень интересно и к тому же пригодится в их будущей работе.

Помимо нашей профессорско-преподавательской команды с нами сотрудничают практики из ведущих логистических компаний. Они ведут практические занятия, читают лекции, которые запросили студенты. Например, по темам «Облачные технологии в логистике» [облачные — информационные — прим. ред.], «Таможенное дело» или «Складская обработка грузов». Кроме того, они курируют дипломные работы.

Ещё я всегда стою на том, чтобы студенты параллельно с учёбой устраивались в фирмы на рабочие должности. Это бесценный опыт и стаж. Вакансии «Ищем молодых и креативных с опытом работы» — это как раз для наших выпускников.

Многие получают второе высшее. Каждый год полдесятка студентов-логистов на третьем курсе берут параллельно вторую специальность. Например, получают диплом юриста. Он хорошо сочетается с логистикой. Право знать важно, когда работаешь на внешнем рынке.

Наши ребята очень успешные в научном плане. Мы принимаем участие в разработке Программы развития логистической системы Республики Беларусь. Студенты посещают самые разные мероприятия, круглые столы, ежегодно ездят на конференции в московскую Высшую школу экономики (законодатель мод в мире логистики), привозят оттуда дипломы.

Какими особыми навыками должен обладать логист?

Он вне профессии без знания иностранного языка. Невозможно осуществить трафик груза без знания английского. Хорошо, если попадаются русскоязычные экспедиторы. Но это крайне редко. Мы вмонтированы в глобальную систему товарообмена, поэтому я всех студентов призываю учить язык. Тем более условия для этого в «МИТСО» благоприятные. У нас учебная программа по языкам схожа со специальностью «Международное право» и рассчитана на шесть семестров. Также есть факультативы и платные курсы. Я сам ходил на немецкий, польский и английский языки. Нужно всё-таки быть примером для студентов.

Есть одна история в тему. Выпускник прошлого года со знанием двух иностранных пришёл в престижную компанию и в качестве испытательного момента ему дали задание вытащить со штрафстоянки в Германии машину, которая там на неделю застряла. Какие-то документы были неправильно оформлены. Он быстро сориентировался, созвонился с иностранными таможенниками, подготовил все бумаги — и водитель успешно добрался до Беларуси. Руководитель оценил и уже как бы готов был принять Николая в штат. А фирма-конкурент понаблюдала за его работой и предложила условия лучше. Вот так!

Открытая лекция компании Gurtam, которая занимается разработкой программных решений в области спутникового мониторинга

К слову, где могут работать выпускники «МИТСО»?

Когда приходишь в сентябре к первокурсникам и рассказываешь о кафедре, некоторые задают вопрос: «А где я буду работать?» У меня ответ один: «Сначала будете комплектовщиками, фасовщиками и стикеровщиками. Если себя проявите, то продвинетесь дальше и довольно быстро». Чтобы понять технологию грузообработки, нужно пройти весь путь от самого начала, а не сидеть в белой сорочке и крутиться на стуле. На время летней практики 20 моих студентов работают в Point Logistics. Сразу им было тяжело, потому что там жёсткая дисциплина. Ответственность лежит на всех, поддерживается корпоративный дух и порядок. За любое нарушение — штраф. Зато они знают, что такое работа.

Чтобы понять технологию грузообработки, нужно пройти весь путь от самого начала, а не сидеть в белой сорочке и крутиться на стуле.

Евгений Александрович Иванов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой логистики Международного университета «МИТСО»

Я прошу выпускников, которые хорошо устроились и продвинулись, чтобы они приглашали своих младших коллег к себе в компанию: «Maersk Group», «Белгруз». Они не отказывают и берут на практику. Мы своих студентов на произвол судьбы не бросаем. В этом году выпустили 270 логистов. И если у них возникали проблемы с трудоустройством, старались найти им первое место работы за счёт личных контактов.

Устраиваются ребята в отделы экспедирования, таможенного оформления и другие отделы. И сразу начинают удивлять. Взгляд у молодёжи не замыленный. Имея знания и опыт, они сразу видят, где можно что-то усовершенствовать.

Когда спрашивают про зарплаты, я отвечаю, что будут зарабатывать столько, сколько стоят. Без знания языков, практики, старания, прилежности и желания работать далеко не уедешь. Есть постоянная ставка и есть бонус от сделки. Вытащил какой-то груз не за € 1500, а за € 1400. Значит € 100 — твой бонус. Логисты зарабатывают достойно. Но это хлопотная работа, порой у логиста не бывает выходных. Среди ночи может позвонить водитель с проблемой на границе, и приходится её решать незамедлительно.

А как вы решили посвятить себя логистике?

До того, как прийти в «МИТСО», я работал и в органах управления, и в Министерстве экономики, а в 90-х помогал создавать производства дефицитных товаров. Меня однажды в качестве менеджера пригласили организовать кондитерский цех. А как это сделать? Я где-то месяц сидел в библиотеке и изучал технологию хлебопечения, производства кондитерских изделий, ходил на мастер-классы к опытным кондитерам. Я ушёл из производства, потому что нужно заниматься тем делом, на которое учился. После меня пригласили в университет. Сначала я погрузился в научную деятельность, а потом перешёл к преподавательской. Когда кафедра делилась, я решил выбрать именно логистику. Было интересно развивать это направление в «МИТСО», так как оно было чем-то новым для меня.

Тяжело было переходить к преподаванию. Боялся сперва идти к студентам. После лекций вся спина была мокрая. Хотелось по-настоящему увлечь ребят. Сейчас занятия проходят на одном дыхании. Я не только сухую теорию рассказываю, но и объясняю всё на примере. Задаю вопрос аудитории: «Что нужно, чтобы привезти яблоки из Польши?» И мы пошагово разбираем весь процесс.

Евгений Александрович поделился, что работать со студентами ему очень нравится

Какой человек подходит для работы в сфере логистики?

Мой опыт наблюдения за студентами говорит, что работать в сфере логистики может каждый. Нужно только приложить определённые усилия, создать себя самому. Гений теряется среди других студентов на третьем курсе, если он не работает над собой. И наоборот. Приходили ребята, которые не блистали, но благодаря усердию, преуспевали в жизни.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by