Централизованное тестирование

«В ЦТ по обществоведению 2018 года было достаточно заданий, которые могли запутать абитуриентов»

Преподаватель курсов Адукар Дмитрий Зайцев о каверзных заданиях в ЦТ и частых ошибках учеников

Максимальный балл на ЦТ по обществоведению в 2018 году получили 11 человек. В их числе и Дмитрий Зайцев — преподаватель образовательного центра Адукар по истории и обществоведению. Мы расспросили Дмитрия, какими были задания ЦТ в этом году, попросили сравнить их с этапами РТ и рассказать о самых каверзных вопросах. А также поделиться приёмами для поиска верного ответа на них.

Дмитрий - преподаватель истории и обществоведения, исследователь политических наук, магистр исторических наук. Окончил исторический факультет БГУ. С 2011 года готовит к ЦТ, за это время обучил более 200 абитуриентов
Дмитрий — преподаватель истории и обществоведения, исследователь политических наук, магистр исторических наук. Окончил исторический факультет БГУ. Подготовкой к ЦТ занимается с 2011 года, за это время обучил более 200 абитуриентов

Не каждый преподаватель по подготовке к ЦТ ходит на сам экзамен. Что подтолкнуло Вас записаться и пройти ЦТ по обществоведению в этом году?

У меня накопилось сразу несколько причин. В этом году накануне ЦТ я вёл итоговые 4-часовые занятия по обществоведению и истории Беларуси, на которых мы повторяли основные моменты со всего курса, разбирали задания, приближенные к ЦТ. Мне было важно убедиться в правильности отбора материала к этому мероприятию и ко всему курсу в целом, а лучше всего это можно сделать, сходив на ЦТ.

Централизованное тестирование развивается и вместе с ним должны совершенствоваться курсы подготовки к ЦТ.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения образовательного центра Адукар

До этого последний раз я посещал ЦТ в 2016 году, а преподавателям, которые специализируются на подготовке к ЦТ, советую ходить на централизованное тестирование раз в 2−3 года для подтверждения квалификации и мониторинга организационных изменений.

Самый волнительный вопрос от абитуриентов: ЦТ по обществоведению в 2018 году было легче? Или всё же сложнее?

В целом уровень сложности ЦТ 2018 выше, чем в прошлом году. Об этом говорит и официальная статистика: в 2017 году было 16 стобалльников, т. е. всего один из чуть более тысячи абитуриентов. В этом же году высших результатов 11 (а не учитывая мой результат 10) — один стобалльник на полторы тысячи. Но средние результаты не упали, а даже подросли на пару баллов (41,76 — в 2017 году и 43,73 — в 2018 году), что указывает на схожесть заданий ЦТ последних лет. А колебание связано с количеством сдающих обществоведение четвёртым тестом.

Это заметно при сравнении со статистикой 2016 года, когда нельзя было сдавать четвёртый тест. В 2016 году тест по обществоведению сдали всего лишь 10 940 абитуриентов, но 62 из них смогли набрать 100 баллов (1 из 176). Создалось впечатление, будто можно набрать высокие баллы «на халяву». Поэтому, когда разрешили сдавать четыре теста, количество сдающих обществоведение выросло в полтора раза. Только в 2017 году тест стал сложнее — «халявы» не оказалось. И уже в 2018 году желающих испытать удачу без подготовки стало на тысячу меньше. Соответственно, очень низких результатов стало чуть меньше — средний балл вырос на 2 пункта, хоть сами задания стали сложнее.

Как быстро Вы справились с тестом? В каком порядке решали задания?

За 20−25 минут, потом столько же потратил на проверку и 10 минут на заполнение бланка. Я немного спешил, так как в этот день у меня были запланированы занятия. Обычно я начинаю с части В: там бывают задания, над которыми стоит задуматься и отложить на потом. Затем перехожу к части А и решаю её по порядку, а в конце возвращаюсь к отложенным заданиям.

Итоговые 4-часовое занятие перед ЦТ по обществоведению 2018 года
Итоговое 4-часовое занятие перед ЦТ по обществоведению 2018 года. На слайде — задания, приближенные к ЦТ

Встретились ли Вам вопросы, которые вызвали сложность?

Было пару заданий, которые сразу отложил на потом. Когда я к ним вернулся, то поставил себя на место составителя, после чего понял спрятанные ловушки и что требуется для верного ответа.

Одно задание части В я «отзеркалил». Этот приём подходит для заданий на выбор характерных свойств. Суть в том, что неверные варианты ответов будут верными для другого подобного задания, которое даже может быть в другом варианте этого же теста. У меня было задание на выбор 3-х верных ответов из 6-ти предложенных. Я определил 2 верных и 2 неверных, а между 2-мя оставшимися были сомнения. Вот я и решил сформулировать задание, для которого 2 неверных ответа, что есть у меня в задании, окажутся верными и к ним можно будет добавить один из тех, между которыми в моём задании есть сомнения. Получилось зеркальное задание о свойствах массовой культуры.

Чтобы пользоваться этим приёмом, нужно самому попробовать составлять тесты. Такой опыт я получил на старших курсах и во время преподавания в вузе. Порой я обучаю этому приёму своих учеников, чей результат на последнем этапе РТ достигает 90 баллов. Если меньше, то лучше сосредоточиться на более серьёзных проблемах. Вспомогательные методы эффективны лишь при уже усвоенном курсе, они не заменят обязательный материал.

Какие вопросы, на Ваш взгляд, могли запутать абитуриентов? Много ли вообще таких заданий в ЦТ этого года?

Во-первых, затруднения вызвало задание с портретами деятелей. Во-вторых, многих абитуриентов врасплох застало задание нового типа, где по изображению нужно определить принадлежность храма к определённой конфессии. В-третьих, все задания части В открытого типа. Ещё в этом году было много заданий части А, где нужно было выбрать один хорошо замаскированный верный ответ. Поэтому можно сказать, что заданий, которые могли сбить абитуриентов с толку, было много.

Отдельно стоит упомянуть вопрос, который возник в этом году по поводу формы ответа в части В. По инструкции ответы в части В нужно записывать в именительном падеже. Многие абитуриенты на это не обратили внимания и записали слово, согласовав падеж с формулировкой конкретных предложений. А потом запаниковали, когда после теста узнали от других абитуриентов о требовании инструкции. Ведь РИКЗ мог не засчитать очень много ответов. Однако в этом году РИКЗ пошёл навстречу таким абитуриентам и засчитал ответы, которые по существу были верными, хоть и с отступлением от требования инструкции. Я считаю это решение справедливым, однако могут быть и недовольные среди тех, кто изначально записал ответ правильно. Они могли бы рассчитывать на большие баллы за этот ответ, если бы остальным формулировку не засчитали, отчего задание стоило больше баллов. На ЦТ нужно сконцентрироваться, именно ошибки по невнимательности самые обидные.

Насколько ЦТ 2018 по обществоведению отличается от 3-го этапа РТ?

Обычно не очень сильно. Лучше сравнивать ЦТ не только с третьим этапом РТ, но и со вторым, а также демонстрационным тестом и новинкой этого года — дистанционным РТ. Тогда заранее можно будет получить максимально приближенное представление о том, что ожидать в ЦТ.

По словам заместителя премьер-министра Василия Жарко, задания ЦТ 2018 полностью соответствуют школьной программе. Оправдалось ли это утверждение в отношении тестов по обществоведению? Встречались ли в ЦТ прошлых лет задания, выходящие за рамки школьной программы?

Всё, что абитуриенты считают вопросами не из школьной программы, есть в действующих учебниках. Но не в самих параграфах, а в практикумах, дополнительном материале к разделу курса, куда просто не все заглядывают. Бывает, что формулировка задания в тесте настолько отличается от фразы в тексте учебника, что вопрос может показаться незнакомым. В таких случаях нужно просто подбирать синонимичные конструкции к тексту задания, пока оно не примет знакомый вид. Предположим, есть задание про парламентаризм и выбор стран, для которых он характерен. Составители для усложнения задания могут не использовать ключевое слово — парламент, а обыграть его в зависимости от стиля автора задания. Первый автор может заменить парламент на словосочетание высший представительный орган власти, второй — на высший законодательный, а третий поиграется с самими вариантами ответов, используя то, что парламентаризм может быть как в ограниченных монархиях, так и парламентских республиках. Таким образом, одно и тоже задание может иметь множество формулировок в зависимости от стиля автора.

Иногда нужно сделать лишь пару рассуждений и незнакомый факт станет логически единственно возможным, а все нужные для этих рассуждений основания в учебнике есть, но они могут находиться в разных параграфах, даже разных классах учебника. Всё это порождает домыслы, будто ЦТ выходит за рамки программы. Но всё дело во внимательности и сообразительности. Таким способом и выявляются самые подготовленные абитуриенты.

Какие ошибки в основном допустили Ваши ученики?

У моих учеников ошибок мало, большинство промахов вышло по невнимательности. Банально не полностью вчитались в условие задания и варианты ответов. Очень внимательными нужно быть в заданиях о полномочиях высших органов власти: малейшее изменение формулировки и ответ уже другой. Ученикам сложно оперировать всем материалом курса. Например, тема о подходах к изучению общества разбросана сразу по трём классам. Вспомнив информацию из одного учебника, ученики забывают остальную и ошибаются с выбором. По этой причине я немного перестроил курс подготовки к ЦТ, чтобы все логически связанные кусочки одной темы изучались вместе и ученикам было проще. На РТ в этом году были сложности с материалом именно 9 класса, но затем мы его углубленно прошли и проблемы исчезли.

Что Вы можете сказать об уровне подготовки к ЦТ по обществоведению у абитуриентов за последние пять лет? А сами задания ЦТ за это время стали легче или сложнее?

C этого года в сильнейшей группе я внедрю некоторые элементы из подготовки олимпиадников по обществоведению. Я готовлю не только к ЦТ, но и к предметным олимпиадам, поэтому знаю, какие приёмы решения тестов на олимпиадах подходят и для нового стандарта сложности ЦТ. Объясню почему.

Если сравнить тесты за 2012−2016 год и последних двух лет, то видно, что сложность растёт. Раньше проверялся стандартный набор тем, теперь в одном задании могут пересекаться разные тематические блоки. Нужно чаще пользоваться логикой, методом исключения стало сложнее находить неверные ответы. Раньше это было на уровне очевидного, а теперь приходится призадуматься, выбирая между двумя сразу не исключёнными альтернативами. Опять же в ЦТ из олимпиад переехали задания со схемами и портретами.

Что касается абитуриентов, то в группе, которая начинала подготовку к ЦТ в начале учебного года, средний балл как был выше 80, так и остался. Однако стало меньше результатов выше 90. Раньше высокими назывались результаты 97−98, теперь высокими считаются 93 балла.

У моих учеников, пришедших зимой, средний балл остался выше 70. А вот среди абитуриентов, начинающих подготовку весной, по словам коллег-репетиторов, результаты ниже. Преподаватели видят причину этого не только в повышении уровня сложности теста, но и в низкой мотивации абитуриентов, которые сдают обществоведение четвёртым тестом. Они как раз массово начинали подготовку только с весны.

Дмитрий - один из тренеров сборной Минска по подготовке к заключительному этапу Республиканской олимпиады по обществоведению в 2016-2018 гг.
Дмитрий — один из тренеров сборной Минска по подготовке к заключительному этапу Республиканской олимпиады по обществоведению в 2016, 2018 годах

Какой совет по подготовке к ЦТ 2019 года Вы бы дали будущим абитуриентам?

Советую абитуриентам как можно раньше определиться с тем, куда поступать и что сдавать на ЦТ. Для этого можно посетить профориентационные мероприятия. Желательно не перепрыгивать с предмета на предмет в течение учебного года и не возлагать больших надежд на четвёртый тест. Нужно понимать, что теперь подготовиться к ЦТ за 2−3 месяца могут только абитуриенты мотивированные, с хорошей памятью и отличной логикой. Готовиться к ЦТ с весны и рассчитывать на высокий балл теперь могут не все.

Также стоит подобрать хорошего наставника — репетитора или преподавателя курсов. К слову, ведущие опытные репетиторы обычно уже к середине учебного года загружены полностью или почти полностью. Начиная с февраля они, скорее всего, неохотно будут брать новых учеников. Или за более высокую плату, чтобы отсеять слабо мотивированных абитуриентов. Постоянно готовы взяться за подготовку только начинающие репетиторы. Если выбирать между курсами и начинающими репетиторами, то обычно более высокое качество могут обеспечить именно курсы. Потому что там работают опытные преподаватели, которые умеют грамотно организовать подготовку к ЦТ.

Напоследок скажу очевидное, но все же обязательное условие успешной сдачи тестирования при самостоятельной подготовке: внимательно изучите целиком учебники за 9−11 классы и прорешайте все сборники ЦТ, что издаёт «Аверсэв»!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by