Профессии

«Важный совет при изучении истории — не зубрить. Постарайтесь прочувствовать то, что читаете»

Заместитель декана истфака БГПУ имени Максима Танка Александр Юдинец об историческом образовании

Поступая в университет, никто не знает, куда может привести его извилистая дорожка жизни. Как примет в свои объятия alma mater и в какое место, после завершения обучения, отправит работать. Герой нашего интервью Александр Юдинец не думал и не гадал, что, получив диплом, останется трудиться на благо родного вуза. В свои двадцать четыре он уже занимает ответственную должность — заместитель декана исторического факультета БГПУ имени Максим Танка. Адукар поинтересовался у Александра, как ему удалось добиться такого успеха, и расспросил о том, где может себя реализовать человек с историческим образованием.

«Не скажу, что я проявлял интерес к истории с детства, раньше она была для меня обычным предметом. Мне почему-то нравились насекомые, и я мечтал стать биологом (смеётся), потом немножко повзрослел и остыл ко всему этому. И уже в 9 классе, в период подготовки к экзамену, понял, что мне нравится и легко даётся история. Но даже когда я это осознал, то не думал, что пойду в педагогический университет и стану преподавателем, хотя в нашей семье много представителей этой профессии: мой папа — учитель истории, мама — учительница начальных классов, сестра отца — учитель, её муж тоже, да и дедушка мой имеет непосредственное отношение к преподаванию. Но как-то не было принято у нас в семье это обсуждать.

Честно говоря, сначала я хотел поступать в консерваторию, причём не имея музыкального образования, не зная нот (улыбается). Я неплохо пел, все говорили: «Давай-давай, ты сможешь». Даже пытался ходить на какие-то занятия, но потом понял, что это не моё. Я творческий человек, но не настолько, чтобы посвятить пению всю жизнь (смеётся). В конце концов решил, что хочу поступать на исторический. На удивление, БГУ как возможное учебное заведение даже не рассматривал, так как там в первую очередь готовят теоретиков, а в БГПУ имени М. Танка — практиков.

Сначала я видел себя преподавателем вуза. Во время педагогической практики я работал в школе, мне понравилось, и я хотел там остаться. Но так сложилась ситуация, что по распределению мне предложили место в университете. Сейчас я занимаю должность заместителя декана исторического факультета по воспитательной работе. Курирую всю внеучебную жизнь студентов: посещение мероприятий, концертов, выставок, участие в проектах и акциях. Без этого в университете, наверное, было бы скучно. Студенческая жизнь должна быть разнообразной и насыщенной.

К сдаче ЦТ после мне пришлось готовиться самостоятельно. У моих родителей было категорическое отношение к этому: они считали, что повысить уровень знаний к тестированию можно своими силами, без репетиторов и курсов. Я учился в филологическом классе, поэтому дополнительные занятия по языку посещал в школе. Возможно, мне следовало отнестись к подготовке с необходимой долей ответственности. В итоге не набрал и половины баллов по русскому языку.

К остальным тестам готовился лучше: по истории Беларуси — по сборнику, по всемирной истории — исключительно по школьным учебникам. Их я сдал очень хорошо, средний балл аттестата у меня был тоже высокий. Но мне всё равно не хватило баллов, чтобы поступить на бюджетную форму получения образования. А это была моя цель. Я не хотел напрягать родителей оплатой обучения и уже готовился ехать в Новополоцк поступать на истфак ПГУ! Понятное дело, что туда меня не пустили (смеётся). Остановились на платном обучении в педуниверситете. Я подал документы и больше их оттуда не забирал. В общем, нет ни одного дня, чтобы пожалел о своём выборе. Мои родители тоже заканчивали педагогический вуз. Сначала они, как и другие учителя, говорили: «Иди куда угодно, только не в школу!» Но тем не менее всё же гордятся, что я пошёл по их стопам.

В итоге моей целью стал перевод на бюджет. Это достаточно сложная процедура, включающая учёбу (60% отметок должны составлять девятки и десятки, остальные — не ниже семи), а также общественную и научную деятельность. Я всё успешно совмещал, старался везде успевать, наслаждался каждой минутой жизни (улыбается). Для этого важно научиться рационально распределять своё время. Такое приходит не сразу, придётся много учиться. Но если у вас получится, то времени будет хватать абсолютно на всё. Два курса я проучился платно, а уже с третьего меня перевели на бюджет. Закончил университет с красным дипломом. Но вообще считаю, что бесплатное обучение не показатель высоких знаний. Знаю многих ребят, которые учились на платной основе, но имели успеваемость лучше, чем студенты-бюджетники.

Александр в ДОЛ «Лесной» в роли воспитателя

Ещё в школе я был активным, никогда не пропускал ничего интересного мимо себя. Не был дежурным учеником, который плывёт по течению. Поэтому стал старостой группы. Она была достаточно большой, в ней было двадцать ребят и десять девушек (как это ни странно для педуниверситета, хотя вообще истфак — это мужской факультет). Студенческие годы — самое яркое, трогательное и волнительное время. До сегодняшнего дня с улыбкой на лице и грустью в сердце вспоминаю их.

Когда я готовился к ЦТ, то выработал для себя особую систему запоминания материала и старался всегда применять. История представлялась мне в виде дерева. Его название — это государство, которое мы изучаем. Будь то Беларусь или другая страна Европы, Азии или Африки. Ветки дерева — проблемы и направления жизни государства. Они, в принципе, у всех одинаковые, но у каждой страны есть и свои особенности, которые важно запомнить. Такая система позволяла мне легко усваивать материал.

Чтобы успешно освоить историю, надо в первую очередь определиться с тем, чего вы хотите достичь. Если поймёте, что должны выучить этот предмет для себя, а не просто для того, чтобы сдать ЦТ, а потом всё успешно забыть, история останется в вашем мозгу. Вы должны выработать для себя логическую систему, потому что история изучается не вырванными из контекста кусками. То, что происходило в первобытном обществе, непосредственно связано с последующими событиями конца железного века и начала периода средневековья. Средневековье — с Новым временем, Новое — с Новейшим и т. д. Каждое событие вызывает ряд последствий. Самый важный совет при изучении истории — не зазубривать. Это, конечно, одна из форм освоения дисциплины, но она, как правило, непродуктивна. Постарайтесь понять и прочувствовать то, что читаете.

Каждый мало-мальски уважающий себя человек просто обязан знать историю, как минимум, — своего Отечества. Ведь она — зеркало прошлого. Знание прежних ошибок поможет не совершать их в будущем: вся история циклична.

Уже на первом курсе студенты-историки начинают осваивать такие интересные дисциплины, как краеведение и этнология Беларуси, вспомогательные исторические дисциплины (геральдика занимается описанием гербов, генеалогия изучает родословную, нумизматика — наука о монетах, палеография изучает историю письма), археология Беларуси и многие другие. Также на первом курсе проводится историко-краеведческая практика. Некоторые студенты задействованы в археологических раскопках. Они совместно с сотрудниками археологического отделения Академии наук Беларуси выезжают на раскопки в составе экспедиций.

Во время краеведческой практики в Крупском районе

Можно уверенно сказать, что историческое образование универсально, так как истфак в первую очередь учит мыслить и применять полученные знания в различных сферах жизни. Люди с педагогическим и историческим образованием сегодня очень востребованы. Они работают в школах и других учебных заведениях: музеях, турфирмах и т. д. Можно трудоустроиться и в силовые структуры: например, инспектором по делам несовершеннолетних в МВД, туда с образованием педагога берут с руками и ногами, особенно историков. Люди, которые планируют связать свою жизнь с наукой, поступают в магистратуру, это вторая ступень высшего образования. Их целью является написание магистерской диссертации — достаточно серьёзной научной работы. Много выпускников истфака БГПУ трудится в Академии наук. Сильный состав историков и на нашем факультете: здесь работают более 10 профессоров, докторов наук — это даже больше, чем в БГУ.

Я сам учусь в магистратуре. Пропустил год, решил привести свои дела в порядок, оценить возможности, желания, хочу ли я этим заниматься. И поступил на заочное отделение, т. к. совмещать работу с учёбой на дневном очень сложно, особенно в моем случае. Почему я не пошёл работать преподавателем? Если говорить откровенно, то не каждому двадцатидвухлетнему парню, который оканчивает университет, предлагают остаться в нём. Пусть у меня нет преподавательской нагрузки (эта работа достаточно серьёзная и трудная, и в вузе должны проводить занятия высоко квалифицированные специалисты, уже имеющие степень кандидата или доктора наук), но остаться в университете было достаточно престижно. Это наложило на меня определённый отпечаток ответственности, с которой я успешно справился. Сегодня вновь возвращаюсь к мысли о том, что в школу нужно идти по призванию. Учитель без горящего сердца, не сможет грамотно и качественно преподнести материал своим ученикам, какими бы они ни были.

Историки, как было сказано выше, достаточно востребованы на рынке труда. Но, как понимаете, многое зависит и от человека. Если он хочет найти своё место в жизни, хочет иметь работу по душе, то в любом случае сделает это. А ждать, пока постучат в двери и пригласят трудиться за большие деньги, бессмысленно. Не знаю ни одного человека с высшим историческим образованием, который бы, имея желание работать по специальности, не нашёл для себя места. Дерзайте, и всё получится!"

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by