Родителю

«Во всём мире признают, что школьное образование не успевает за прогрессом»

Руководитель детской IТ-школы Адукар Оксана Букина отвечает на вопросы родителей о дополнительном образовании и робототехнике для детей

Каждый заботливый родитель хочет развить у своего ребёнка желание учиться. Это сделать не так просто и у них возникают вопросы: «Стоит ли отдавать школьника на дополнительные занятия», «Какие направления сейчас популярны» и «Как помочь ребёнку найти своё призвание». Первое что чтоит сделать — дать возможность детям попробовать как можно больше разных занятий. Рано или поздно они найдут свой интерес. От родителей требуется только поддержка. Руководитель и преподаватель детской IТ-школы Адукар Оксана Букина постарается развеять страхи родителей и расскажет, почему робототехника увлекает детей и подростков.

ddd
Оксана Букина разрабатывает методики дополнительного образования по робототехнике и программированию. Является автором курса «Программирование без компьютера для малышей». Организует детские образовательные IT-мероприятия, квесты, мастер-классы, хакатоны

Оксана получила два высших образования. Первое инженерно-экономическое по специальности «Автоматизация систем» в Самарском государственном техническом университете. Второе — педагогическое по специальности «Профессиональное образование». Она более десяти лет работает в IT-сфере и шесть лет обучает взрослых и детей. Подготовила чемпионов городского конкурса по робототехнике, Минского роботурнира, WRO Всемирной олимпиады роботов, призёра республиканского конкурса «Дорога в будущее», финалистов республиканского конкурса «IT в образовании».

Чем проще увлечь ребёнка: робототехникой или программированием?

Большинство детей в первую очередь интересуется робототехникой, потому что это связано с LEGO-деталями. Они движутся, светятся, издают звуки. Ребёнок думает: «Я играю в конструктор, а меня за это ещё и папа с мамой хвалят». А ведь, как правило, родители хотят, чтобы дети что-то учили, а не всё время сидели с игрушками. Это уловка, которой порой пользуются дети. На неё и рассчитывали создатели LEGO. Во время игры ребёнок вовлекается в очень сложную и тонкую среду робототехники. Она включает в себя разные науки: механику, физику, программирование, математику.

Когда дети начинают ходить на занятия, всем нравится робототехника. Однако позже у примерно половины отпадает восторг. Становится понятно, что просто играть здесь никто не даст. В этот момент происходит переориентация интересов. Часто ребёнок начинает говорить, что ему больше нравится программировать: «Сижу спокойно и аккуратно разбираюсь в каких-то моментах. Медленно, но верно«. Кто-то наоборот говорит: «А мне нравится просто строить, но не нравится программировать«. Кто-то уходит в микроэлектронику это конструктор Arduino. Обычно такая профориентация происходит в течении года после начала обучения. И тогда ребёнок начинает углубляться в узкое направление, например, в графику и дизайн.

Девочки наравне с мальчиками заинтересованы в программировании и робототехнике?

Детей обоих полов на первом курсе обучения обычно поровну. Но остаётся больше парней. Девочки приходят меньше не потому, что у них нет интереса, просто родители считают, что робототехника и программирование не так для них важны. Но если они пришли заниматься, то доводят всё до конца, и стараются детально во всем разобраться. Порой даже лучше мальчиков.

Девочки приходят меньше не потому, что у них нет интереса, просто родители считают, что робототехника и программирование не так для них важны.

Я часто разговариваю с родителями и наблюдаю, что при выборе двух направлений, девочка прыгает и говорит, что хочет программировать, а мама стоит и думает: «Танцы или программирование? Время накладывается«. Выбирая между танцами и ИТ-школой, большинство родителей останавливаются на первом варианте. Аргументируется это тем, что для девочки это перспективнее. Как правило, все ученицы, которых сюда приводят, в восторге от робототехники. Они очень хотят продолжать занятия, но родители ставят другой приоритет.

Нужно ли детям иметь какие-то способности или знания, чтобы начать изучать робототехнику?

Когда есть способности это хорошо. Если у тебя их нет, это не значит, что двери закрыты. Ты просто идёшь и учишься. Например, кто-то садится на велосипед за один вечер, а другие учатся месяц, но потом он всё-равно ездят. Это правило касается и технических наук. Для изучения программирования, микроэлектроники, физики не нужны способности. Нужно просто разбираться.

Правда ли то, что ИТ-школа помогает детям в усвоении школьной программы? Начинают ли они опережать своих сверстников в информатике, математике, физике?

Мы поддерживаем, закрепляем и дополняем школьную программу. Она во всех странах мира не успевает за прогрессом. Ученики в некоторых учителях не видят авторитет, так как информацию, которую они читают на уроке из книги, школьники могут за пять минут найти в Google. Образование должно быть более практикоориентированным. Детям нужно уметь пользоваться современными технологиями.

Мы стараемся дополнять современное образование. Помогаем напрямую с учёбой ребятам начиная с 6 класса. Когда начинается физика и информатика, наши ученики уже умеют рассуждать логически. На этом этапе становятся заметны навыки в программировании.

Что такое физика? Заучивание понятий и простейших механизмов по книжке? Нет. Ученик нашей школы учился разрабатывать эти механизмы с первого класса. Все учили Закон Ома, но мало кто его понимает. А ребёнок, который учится у нас, в четвертом классе может собрать цепь руками с помощью конструктора Arduino. Даже не нужно зубрить Закон Ома. Он сам его объяснит. И школьник на этом этапе недоумевает, почему одноклассники не понимают программу, которая ему даётся естественно.

Расскажите про особенности программы детской ИТ-школы Адукар в плане обучения программированию.

Мы обучаем программированию с помощью Minecraft. Начиная с третьего класса изучаем два языка, в зависимости от возраста. Программировать мы учим на настоящих, «взрослых» языках. Не блочных или скретчподобных, а текстовых языках. Ребёнку нужно всё прописывать вручную и представлять алгоритм в голове, соблюдать синтаксис и грамматику языка. Ученик понимает, что требование учителя красной строки или большой/маленькой буквы — это не каприз. Если ты не соблюдал правила орфографии, у тебя ничего не будет работать. И в третьем классе ребёнку это придётся понять. Программирование даёт ему возможность управлять миром Minecraft. Это делает его звездой среди сверстников. Также мы учим востребованные сегодня языки Lua и Python. Они так просты и доступны, что непонятно почему их до сих пор не учат в школах.

На какие зарубежные практики опирались, когда разрабатывали программу?

Например, я узнала, что в Швеции ввели практику градостроения в Minecraft. Также я изучала американские форумы и сообщества по программированию Lua. Сначала это было увлечение для взрослых, а позже уже начали подтягиваться молодежь и дети. Стали открываться кружки, где в игровой форме увлекали детей кодингом. Нет книг, которые от и до научат программировать в Minecraft. Все знания я черпала из сообществ и личной практики.

На YouTube много примеров программирования в Minecraft

В каких странах развито ИТ-образование для школьников?

Впереди планеты всей идёт система образования Великобритании. Там дети изучают программирование с пяти лет. Они сначала учатся считать, потом кодить, а потом только читать. Наши уроки программирования без компьютера для младших школьников построены во многом на программе школ Великобритании. Они включают много игровых занятий. Доказано, что ребёнок, начиная с самого раннего возраста и заканчивая 35 годами, любую сложную тему лучше понимает через игру.

Какой самый сложный вопрос задают родители об ИТ-курсах? Возможно, родители чего-то боятся?

Во-первых, родителю хочется, чтобы его ребёнка оценили и поняли. Чтобы в него действительно вложились, а не учили по шаблону. Это самый большой страх. Конечно, мы максимально стараемся «видеть» каждого ученика. Наши преподаватели имеют колоссальный опыт работы с детьми. Мы индивидуально обсуждаем с родителями успехи, темп обучения и поведение ребёнка на занятиях. Второй страх родителя связан с вопросом, действительно ли программирование нужно ребёнку, востребовано ли это.

Во всём мире признают, что школьное образование не успевает за прогрессом. В Америке школы с ИТ-образованием — это самые дорогие и престижные школы. А в Беларуси у многих до сих пор возникает вопрос: «А не обманывают ли нас? Действительно ли это нужно? Я знаю, как швея работает, а робототехника — это что?»

А какой самый частый вопрос детей. О роботах?

Конечно, самый главный вопрос детей после сборки первого робота «А можно его забрать домой?«. Но стоит он ползарплаты, поэтому нет (смеется).

Можно ли назвать робототехнику спортом?

Робототехнику можно назвать одновременно спортивным, образовательным и развлекательным направлением. С одной стороны можно просто купить домой конструктор и посещаем раз в месяц какие-то мастер классы. Второй вариант — ходить регулярно на занятия и поднимать общую грамотность. А ещё есть спортивная робототехника. Ей мы занимаемся для того, чтобы побеждать на соревнованиях. Детям и подросткам нравится азарт. Но это много часов ежедневных занятий. Мы отрабатываем определенные навыки долго и упорно, как спортсмены перед чемпионатом.

в
Ученики Оксаны в 2019 году заняли призовые места в национальном отборе Всемирной олимпиады по робототехнике WRO

А что делать гуманитариям? Могут ли они заниматься робототехникой и побеждать в соревнованиях?

Дети с гуманитарным складом ума очень быстро находят себя и в робототехнике. Они умеют генерировать идеи. Ребята лучше видят общую картину и разрабатывают концепцию всего проекта. У них быстро включается фантазия. Все в команде следуют за ними и начинают развивать эту идею. Подключаются и те, кто работает руками, хорошо пишет, у кого хорошо с электроникой. Так мы заняли призовые места на Национальном отборе WRO Всемирной олимпиады роботов.

Чем можно объяснить рост популярности робототехники среди школьников?

Это одно из самых востребованных направлений, в котором не хватает квалифицированных специалистов. Есть дикая нехватка профессионалов, специалистов в технологиях искусственного интеллекта. А робототехник по умолчанию должен уметь работать с искусственным интеллектом. За робототехникой будущее многих областей: медицина, протезирование, космотроение, машиностроение и так далее. Посмотрите, как выглядит завод BMW в Китае. Работают на заводе не люди, а роботы. Человек только программирует и управляет ими.

Чтобы узнать больше про преподавателей нашей школы и учебный процесс, подписывайтесь на социальные сети детской ИТ-школы Адукар: Вконтакте, Facebook, Instagram.

Приходите заниматься в IT-школу Адукар У нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. Записаться на пробное занятие

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.