Родителю

Детская профориентация: в каком классе стоит выбирать профессию?

Моего ребёнка ничего не интересует, какую профессию он выберет в будущем?" - переживает мама третьеклассника. «Два месяца до ЦТ, а дочь не знает, что будет сдавать и кем хочет стать», — пожимают плечами родители выпускницы. Что делать в таких ситуациях? И в каком классе начинать выбирать профессию? Адукар изучил мнения успешных психологов-профориентологов и сориентирует по этим вопросам.

В представлениях многих родителей искать ребёнку профессию нужно в год перед выпуском со школы. Между тем эксперты в детской психологии знают, что профессиональные представления развиваются на протяжении всей жизни и на разных этапах развития родители могут влиять на этот процесс. Российский психолог Анна Скавитина выделяет четыре этапа детской профориентации.

0−3 года. Стадия «предыгры»

Родители, которые пытаются развивать ребёнка с пелёнок, во многом правы. В раннем возрасте у малыша формируются восприятие, мышление, речь, память и другие важные процессы и понятия. Собрать за собой игрушки, сложить на место свою одежду — это только кажется банальным правилом порядка. Малышу, который с ранних лет приучен к таким вещам, будет проще самостоятельно делать уроки, собирать портфель, а в дальнейшем — справляться с заданиями по работе.

3−6 лет. Стадия игры

Вот с этого возраста, по мнению многих психологов, и начинается детская профориентация. Ребёнок уже способен понять, что каждый человек занят в определённой профессии. И задача взрослого — раскрывать ему мир специальностей через рассказы, книги, игры и даже мультфильмы. По сути, игра в доктора или пожарного — это и есть профориентация.

Первые детские книги по профориентации — это сказки, благодаря которым воспитываются дети во всём мире. Потому что в сказках есть герои, которые при помощи своих лучших качеств проходят череду испытаний и достигают своих добрых целей

6−12 лет. Стадия учёбы

Это трудный и один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В это время родителям желательно учить малыша учиться: собирать свой портфель, сверять домашнее задание по дневнику, выполнять его и оставлять время на отдых. Не делайте уроки за школьника, оправдываясь тем, что «нахватается двоек, потом не наверстает программу!». Если ребёнок не будет ошибаться, он не научится осознавать свои промахи и исправлять их. И, следовательно, не научится трудолюбию и старанию — важным профессиональным качествам. Пускай даже в младшей школе добивается оценок и знаний своим трудом. Задача родителя — только проследить за этим процессом и подсказать, если нужна помощь.

В младшей школе учат воспроизводить по образцу и заучивать буквы и цифры, читать и считать. Хотите развивать логику и мышление? Занятие английским, кружки по программированию и легоконструированию, робототехнике и многие другие как нельзя лучше справятся с этой задачей

12−18 лет. Стадия выбора

Самый главный этап профессионального самоопределения. Задача родителей и учителей не навязать своё мнение, а помочь с выбором. Побеседуйте с ребёнком и расспросите, что ему нравится. Посмотрите вместе фильмы о специалистах разных профессий, почитайте профориентационные статьи, пройдите тесты на выбор профессии. Сложно справиться самим? Запишитесь к психологу-профориентологу, который проконсультирует по важным вопросам и поможет выбрать специальность, учитывая способности и пожелания подростка.

Рассказывая ребёнку о современном мире профессий, нужно сориентировать, какие профессии вымирают, а какие будут востребованы в будущем. Не лишним будет порассуждать, какие профессиональные качества важны и что стоит развивать. Принцип «сначала учусь, а потом работаю» устарел. Сейчас в моде девиз: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентоспособен»

В каком классе выбирать профессию ребёнку: советы психологов

Совет 1. Дайте ребёнку возможность попробовать себя во всём, что ему интересно

Позиция «Я тебя запишу в футбольную секцию, потому что хочу вырастить чемпиона» вряд ли вдохновит ребёнка на спортивные подвиги. А чтобы малыш выбрал кружок, ему нужно сравнить, верно? Поэтому предлагайте: «Вот футбол, вот математика, вот лего», — и пусть ребёнок до лет десяти ищет себя и раскрывает свои таланты.

Если человек полноценно прожил детство, у него не должно возникать проблем с выбором профессии. Если ребёнок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, побыть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом», то где-то обязательно должно щёлкнуть.

Совет 2. В жизни ребёнка должны быть и книги, и компьютерные игры

Речь идёт не о «стрелялках-войнушках». Качественные компьютерные игры на логику, память и мышление развивают не хуже хорошей книги. Поэтому интересуйтесь и виртуальной реальностью, но не пускайте всё на самотёк.

Совет 3. Выбирайте хорошую школу

Порой школа, учителя, одноклассники и вообще образовательная среда влияют на выбор профессии больше, чем родители. Не стесняйтесь расспросить у знакомых, почитать на форумах, чтобы узнать характеристику учебного заведения. Будет замечательно, если ребёнок попадёт в школу, где не подавляют личность, помогают развиваться. Учат не зубрить параграф, а размышлять и находить пути решения задач. С хорошей базой знаний проще найти профессию.

Совет 4. С младшей школы выбираем профиль, а в средних и старших классах — конкретную профессию

Обычно в младших классах становится понятно, по каким предметам ребёнок преуспевает и что ему нравится больше. Поэтому если ваш (-а) сын (дочь) решает задачки что орешки щёлкает, то не во вред выбрать класс математического профиля. И если к средней школе или выпускным классам ничего не поменялось, стоит задумываться о специальностях, связанных с математикой.

Обсуждая специальности, вы постепенно будете сужать круг поисков, пока не найдёте самую подходящую по интересам, предметам и баллам. Если же математик-олимпиадник рвётся в дизайнеры, то не стоит препятствовать. Во-первых, есть дизайнерские специальности, где без математики никуда (архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн мебели и другие). Во-вторых, подросток должен становиться самостоятельным и брать ответственность за свои решения. В-третьих, для подстраховки абитуриент может написать четыре ЦТ и посмотреть, на какую специальность ему реальнее пройти. Это лучше, чем ребёнок будет сожалеть о том, что ему не удалось стать художником из-за родительского совета.

***

А вы с ребёнком на какой стадии профессионального выбора? Если школьнику 6−12 лет, приходите в «Творческую IT-лабораторию» в образовательном центре Адукар. Если ваш подросток уже ищет профессию, предлагаем пройти профориентационные тесты или проконсультироваться со специалистом.