Родителю

Детская профориентация: в каком классе стоит выбирать профессию?

Моего ребёнка ничего не интересует, какую профессию он выберет в будущем?" - переживает мама третьеклассника. «Два месяца до ЦТ, а дочь не знает, что будет сдавать и кем хочет стать», — пожимают плечами родители выпускницы. Что делать в таких ситуациях? И в каком классе начинать выбирать профессию? Адукар изучил мнения успешных психологов-профориентологов и сориентирует по этим вопросам.

В представлениях многих родителей искать ребёнку профессию нужно в год перед выпуском со школы. Между тем эксперты в детской психологии знают, что профессиональные представления развиваются на протяжении всей жизни и на разных этапах развития родители могут влиять на этот процесс. Российский психолог Анна Скавитина выделяет четыре этапа детской профориентации.

0−3 года. Стадия «предыгры»

Родители, которые пытаются развивать ребёнка с пелёнок, во многом правы. В раннем возрасте у малыша формируются восприятие, мышление, речь, память и другие важные процессы и понятия. Собрать за собой игрушки, сложить на место свою одежду — это только кажется банальным правилом порядка. Малышу, который с ранних лет приучен к таким вещам, будет проще самостоятельно делать уроки, собирать портфель, а в дальнейшем — справляться с заданиями по работе.

3−6 лет. Стадия игры

Вот с этого возраста, по мнению многих психологов, и начинается детская профориентация. Ребёнок уже способен понять, что каждый человек занят в определённой профессии. И задача взрослого — раскрывать ему мир специальностей через рассказы, книги, игры и даже мультфильмы. По сути, игра в доктора или пожарного — это и есть профориентация.

Первые детские книги по профориентации — это сказки, благодаря которым воспитываются дети во всём мире. Потому что в сказках есть герои, которые при помощи своих лучших качеств проходят череду испытаний и достигают своих добрых целей

6−12 лет. Стадия учёбы

Это трудный и один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В это время родителям желательно учить малыша учиться: собирать свой портфель, сверять домашнее задание по дневнику, выполнять его и оставлять время на отдых. Не делайте уроки за школьника, оправдываясь тем, что «нахватается двоек, потом не наверстает программу!». Если ребёнок не будет ошибаться, он не научится осознавать свои промахи и исправлять их. И, следовательно, не научится трудолюбию и старанию — важным профессиональным качествам. Пускай даже в младшей школе добивается оценок и знаний своим трудом. Задача родителя — только проследить за этим процессом и подсказать, если нужна помощь.

В младшей школе учат воспроизводить по образцу и заучивать буквы и цифры, читать и считать. Хотите развивать логику и мышление? Занятие английским, кружки по программированию и легоконструированию, робототехнике и многие другие как нельзя лучше справятся с этой задачей

12−18 лет. Стадия выбора

Самый главный этап профессионального самоопределения. Задача родителей и учителей не навязать своё мнение, а помочь с выбором. Побеседуйте с ребёнком и расспросите, что ему нравится. Посмотрите вместе фильмы о специалистах разных профессий, почитайте профориентационные статьи, пройдите тесты на выбор профессии. Сложно справиться самим? Запишитесь к психологу-профориентологу, который проконсультирует по важным вопросам и поможет выбрать специальность, учитывая способности и пожелания подростка.

Рассказывая ребёнку о современном мире профессий, нужно сориентировать, какие профессии вымирают, а какие будут востребованы в будущем. Не лишним будет порассуждать, какие профессиональные качества важны и что стоит развивать. Принцип «сначала учусь, а потом работаю» устарел. Сейчас в моде девиз: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентоспособен»

В каком классе выбирать профессию ребёнку: советы психологов

Совет 1. Дайте ребёнку возможность попробовать себя во всём, что ему интересно

Позиция «Я тебя запишу в футбольную секцию, потому что хочу вырастить чемпиона» вряд ли вдохновит ребёнка на спортивные подвиги. А чтобы малыш выбрал кружок, ему нужно сравнить, верно? Поэтому предлагайте: «Вот футбол, вот математика, вот лего», — и пусть ребёнок до лет десяти ищет себя и раскрывает свои таланты.

Если человек полноценно прожил детство, у него не должно возникать проблем с выбором профессии. Если ребёнок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, побыть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом», то где-то обязательно должно щёлкнуть.

Совет 2. В жизни ребёнка должны быть и книги, и компьютерные игры

Речь идёт не о «стрелялках-войнушках». Качественные компьютерные игры на логику, память и мышление развивают не хуже хорошей книги. Поэтому интересуйтесь и виртуальной реальностью, но не пускайте всё на самотёк.

Совет 3. Выбирайте хорошую школу

Порой школа, учителя, одноклассники и вообще образовательная среда влияют на выбор профессии больше, чем родители. Не стесняйтесь расспросить у знакомых, почитать на форумах, чтобы узнать характеристику учебного заведения. Будет замечательно, если ребёнок попадёт в школу, где не подавляют личность, помогают развиваться. Учат не зубрить параграф, а размышлять и находить пути решения задач. С хорошей базой знаний проще найти профессию.

Совет 4. С младшей школы выбираем профиль, а в средних и старших классах — конкретную профессию

Обычно в младших классах становится понятно, по каким предметам ребёнок преуспевает и что ему нравится больше. Поэтому если ваш (-а) сын (дочь) решает задачки что орешки щёлкает, то не во вред выбрать класс математического профиля. И если к средней школе или выпускным классам ничего не поменялось, стоит задумываться о специальностях, связанных с математикой.

Обсуждая специальности, вы постепенно будете сужать круг поисков, пока не найдёте самую подходящую по интересам, предметам и баллам. Если же математик-олимпиадник рвётся в дизайнеры, то не стоит препятствовать. Во-первых, есть дизайнерские специальности, где без математики никуда (архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн мебели и другие). Во-вторых, подросток должен становиться самостоятельным и брать ответственность за свои решения. В-третьих, для подстраховки абитуриент может написать четыре ЦТ и посмотреть, на какую специальность ему реальнее пройти. Это лучше, чем ребёнок будет сожалеть о том, что ему не удалось стать художником из-за родительского совета.

***

А вы с ребёнком на какой стадии профессионального выбора? Если школьнику 6−12 лет, приходите в «Творческую IT-лабораторию» в образовательном центре Адукар. Если ваш подросток уже ищет профессию, предлагаем пройти профориентационные тесты или проконсультироваться со специалистом.

Привет! Ты уже записался на наши итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой! Регистрируйся, если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!