Новости

Что изменили в школьной программе 9 класса?

В 2019/2020 учебном году в школах появятся новые программы для 9 классов. Об этом сообщила журналистам БЕЛТА директор Национального института образования Валентина Гинчук. Цитируем главу института и разбираемся, какие новшества появятся в школьной программе.

Новые учебные программы вводятся поэтапно с 2015 по 2019 год

Обновлённые учебные программы внедряются в образовательный процесс поэтапно с 2015/2016 учебного года. В 2019/2020 учебном году по новым учебным программам будут учиться девятиклассники. Тем самым обновление содержания образования на I и II ступенях (с 1-го по 9-й класс) завершится. В обновлённых учебных программах перераспределён учебный материал между классами с учётом возрастных познавательных возможностей учащихся, некоторые вопросы вообще исключены, сокращён перечень обязательных для усвоения понятий. Указаны вопросы или темы, которые изучаются на уровне ознакомления и формирования представлений.

Чётко определено, что должен знать и уметь ученик после изучения конкретной темы: это исключает возможность произвольно трактовать учебную программу, а значит, и завышать требования к знаниям и умениям учащихся.

Валентина Гинчук, директор Национального института образования

В школьной программе за 9 класс сложный материал перенесли в старшие классы либо убрали, некоторые темы будут даваться чисто для ознакомления

— Учебные программы за 9 класс претерпели практически те же изменения, что и программы для 5−8-х классов. Во-первых, произошло перераспределение учебного материала. Часть наиболее сложного материала перенесена в 10-й и 11-й классы. Например, тема «Механические колебания и волны» из программы по физике для 9-го класса перенесена в 11-й класс. По просьбе учителей химии из учебной программы 9-го класса исключен раздел «Органические соединения», он перенесён в 10-й класс. По русской литературе произведение Николая Гоголя «Мёртвые души» перенесено из 9-го класса в программу 10-го.

Во-вторых, исключён наиболее сложный учебный материал, не имевший практической значимости для выпускников 9-го класса. Например, из программы по обществоведению исключены такие теоретические вопросы, как «Основные подходы к изучению общества», «Формационный и цивилизационный подход к изучению истории». По белорусской литературе сокращено содержание некоторых обзорных тем, таких как «Літаратура Сярэднявечча», «Літаратура эпохі Адраджэння»; исключены отдельные вопросы теории литературы (понятия о литературном процессе, художественных направлениях и течениях). Во всех программах сокращён перечень обязательных для усвоения понятий.

В-третьих, в 9-м классе, как и в 5−8-х классах, часть материала будет изучаться на уровне формирования представлений. Например, в программе по биологии — вопросы о химическом составе клетки, строении и функциях сенсорных систем вкуса, обоняния, равновесия, осязания. Что это значит? С этим материалом ученики ознакомятся, получат общее представление, но эти темы и вопросы не будут включены в контрольные работы и централизованное тестирование.

В новых школьных программах будет соблюдена межпредметная связь

— Важное направление обновления учебных программ — реализация межпредметных связей. Учителя нередко высказывали нарекания по поводу нехватки математических знаний для изучения физики. При обновлении содержания образования эта проблема была учтена. Мы внесли изменения в учебные программы обоих предметов таким образом, чтобы при изучении физики учащиеся могли опираться на знания по математике. Например, для изучения темы «Механические колебания и волны», перенесённой в 11-й класс, нужны знания о тригонометрических функциях. Они теперь будут изучаться на уроках математики в 9-м классе. Тема «Основы кинематики» изучается на уроках физики в 9-м классе, а линейную и квадратичную функции, необходимые для усвоения этой темы, ученики изучат в курсе математики в 7-х и 8-х классах. Чтобы обеспечить эффективную реализацию межпредметных связей, рабочие группы, которые разрабатывали обновлённые учебные программы, сотрудничали: физики с математиками, математики с химиками, биологи с химиками.

Во всех новых учебных программах для 9-го класса будет раздел «Требования к результатам освоения содержания образования по предмету». В нём очень четко прописано, что должны знать и уметь ученики, какие понятия усвоить, какие типы задач научиться решать. Для учителя этот раздел должен быть руководством при формулировании целей и задач урока, проведении контрольных и проверочных работ.

Валентина Гинчук, директор Национального института образования

Новые темы по предметам появятся только за счёт их перераспределения. Объём учебного материала останется прежним

— Появление новых тем в 9-м классе связано с перераспределением учебного материала между классами. Например, по физике из программы для 7-го класса в программу для 9-го перенесены простые механизмы, закон Архимеда, условия плавания тел, а также некоторые лабораторные работы. При этом ученики 9-го класса в следующем учебном году будут изучать физику 3 часа в неделю (в текущем учебном году 2 часа). По русской литературе девятиклассники будут читать «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, а также «Обиду» и «Срезал» В. Шукшина, которые перенесены из 8-го класса. Однако перенос отдельных тем не означает увеличения объема учебного материала, так как часть вопросов из 9-го класса переносилась в 10-й и 11-й классы или сокращалась.

К 2019/2020 учебному году появятся 18 новых учебных пособий для 9 класса, разработанные при помощи информационных технологий

— К 1 сентября 2019 года планируется издать 18 новых учебных пособий для 9-го класса. Они разрабатываются на конкурсной основе. Рукописи всех новых учебных пособий проходят психолого-педагогическую экспертизу, рецензирование, рассмотрение на заседании секций, некоторые из них уже в издательствах и проходят редакционно-издательскую подготовку.

К учебным пособиям для 9-го класса предъявляются те же требования, что и ко всем новым учебным пособиям. Самое главное — доступность изложения учебного материала, практикоориентированность, то есть наличие заданий, направленных на применение усвоенных знаний при решении практических задач. Важным аспектом является наличие материалов с белорусским контекстом. Авторам рекомендуется включать в упражнения и задачи информацию о достижениях белорусской промышленности, науки, медицины, спорта, о культурных и природных достопримечательностях нашей страны. Мы считаем важным информировать учащихся о достижениях белорусского общества и воспитывать таким образом чувство гордости за свою страну.

При разработке учебников для 9-го класса будут использоваться и информационные технологии (QR-коды, дополненная реальность). В учебнике по физике с помощью смартфона можно будет оживить лабораторные опыты, по искусству — стать участником виртуальной экскурсии.

Валентина Гинчук, директор Национального института образования

В новых учебниках будут ссылки на другие образовательные ресурсы, например на электронные образовательные ресурсы, размещённые на Национальном образовательном портале. Дополнительные справочно-информационные материалы, интерактивные задания, тесты и упражнения, на которые даются ссылки в учебнике, позволяют учителю учитывать познавательные интересы школьников, организовать работу с теми, кто заинтересовался учебным предметом, хочет больше узнать или проверить себя. Эти материалы не обязательны для усвоения всеми учащимися, поэтому работу с ними не рекомендуется задавать в качестве домашнего задания.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by