Родителю

Как научить ребёнка писать без ошибок: советы преподавателя Адукар

Все дети по-разному воспринимают школьный материал. Кто-то схватывает теорию на лету и без проблем правильно пишет слова, кто-то путается в правиле, а кто-то знает теорию, но всё равно ошибается. Как помочь ребёнку дома? Заставлять зубрить правила? Расспросили филолога образовательного центра Адукар Марину Семёнову, как родителю научить ребёнка писать без ошибок.

Объясните ребёнку, почему важно грамотно писать

Не все школьники, особенно младшие, чётко понимают, зачем им необходима грамотность. Поэтому родителю стоит объяснить, почему важно писать без ошибок. Например, грамотный человек производит на окружающих хорошее впечатление, у людей возникает больше доверия его профессиональным качествам и т. п. Хорошая мотивация позволит ребёнку быть более внимательным на уроках и усерднее учить правила. А результат не заставит себя долго ждать.

Каждый родитель должен верить в своё чадо, поддерживать его и всячески помогать. Не стоит допускать вредоносные установки типа: «пока рано, к экзаменам наймём репетитора, он поможет» или «он же мальчик, не всем же быть грамотными».

Проверяйте домашнее задание

Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.

Заинтересуйте ребёнка чтением

Люди давно поняли, что чтение книг повышает уровень грамотности. А исследование, опубликованное Journal of Business Administration, показало, что на умение правильно писать влияет и содержание произведений. Для развития грамотности учёные советуют школьникам читать, в первую очередь, классическую литературу. Поэтому следите, чтобы ребёнок не игнорировал чтение художественных произведений по школьной программе и не забывал о книгах в выходные дни или на каникулах.

Учите школьника понимать правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении. Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.

Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены. Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.

Язык подобен пирамиде. Каждый его кирпичик имеет своё место. Без любой составляющей конструкция рассыпается. Орфография стоит на двух китах: часть речи и часть слова, а дальше уже — выбор правила. Невозможно написать верно, опираясь лишь на звучание слова: СМЕШОН и ЛИШЕН, прЕбывать на даче и прИбывать на дачу, выкачЕнная бочка и выкачАнная нефть.

Пишите дома диктанты

Не обязательно заставлять ребёнка ежедневно писать поэмы. Достаточно диктовать по 3−5 предложений в день и разбирать слова, в которых были допущены ошибки. Даже такая получасовая практика хорошо тренирует грамотность. Конечно, диктовать лучше не всякий текст, а ориентированный именно под возраст вашего ребёнка. С поиском литературы может помочь преподаватель, консультант книжного магазина, онлайн-магазин.

Основы грамотности должен закладывать специалист. Часто у ребёнка сформированы негативные установки из-за невысоких школьных отметок. Ребёнок путается и не представляет, что учёба может быть увлекательной. И тут мы уже переучиваем, оказываем психологическую помощь и поддержку. А это, согласитесь, в разы труднее.

Превратите учение в игру

Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.

Маленькие дети подобны чистым сосудам. Их легко наполнить, они всё прекрасно понимают и запоминают! Я работала со второклашками и в качестве эксперимента давала им понятия причастий и деепричастий, бессоюзных предложений. И знаете, великолепно! Поэтому не стоит недооценивать наших детей! А уж когда материал облекается в шутливую игровую форму, тут вообще нет границ. Занятие, сопровождающееся мультиками, песнями, красочными презентациями, не может не запомниться.

Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе. Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило. Ведь в будущем абитуриенту необходимо сдавать школьные экзамены, готовиться к сдаче ЦТ. Вот тогда и напомнят о себе недоученные правила и темы. Заботьтесь о будущем заранее!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by