Централизованное тестирование

«День ЦТ — не поворотная точка. Твоя судьба решалась в течение года, когда ты готовился или не готовился»

Преподаватель английского языка Василиса Витко о том, какими будут тесты ЦТ в 2019 году и распространённых ошибках абитуриентов

Английский язык — третий по популярности предмет ЦТ. Около 28 000 абитуриентов сдают его ежегодно. Как же правильно построить подготовку к экзамену, чего ожидать от ЦТ 2019 и как избежать типичных ошибок? Советами на этот счёт делится преподаватель английского языка образовательного центра Адукар Василиса Витко.

Абитуриентам полезно и интересно узнать, как разные люди выбрали свою профессию. А почему ты решила стать учителем?

Даже не помню, в какой момент я приняла это решение. Кажется, я это знала с первого класса. Сначала думала о работе учителя начальных классов. Но потом показалась, что это слишком просто. Мне всегда нравилось изучать английский язык. Я видела своё призвание в общении с людьми. Получилось соединить желание быть учителем и работать с языком. Моя мама-медик хотела, чтобы я пошла по её стопам. Хотя мне и нравилась биология и химия, всё же остановилась на профессии учителя английского языка.

ы
Василиса окончила МГЛУ по специальности «Английский и немецкий язык, русский язык как иностранный». Готовит абитуриентов к ЦТ с 2013 года. С лёгкостью справляется с учениками разного уровня подготовки. Чтобы английский язык запоминался лучше, объясняет темы на простых жизненных примерах, указывает на сходства и различия иностранного языка с родным

Сложно было поступить в МГЛУ?

Довольно сложно, так как на факультет английского языка высокие проходные баллы. Но я хотела любой ценой поступить на бюджет. Весь 11 класс для меня был очень тяжёлым в плане подготовки. До 9 класса я практически не знала английский. Учителя в школе постоянно менялись, поэтому у меня в голове не было системы языка. Когда я более-менее определилась с поступлением, сама начала учить язык. Это было не особо успешно, поэтому в 11 классе я обратилась к репетитору.

Поступить одно дело. Ещё ведь нужно выжить в университете. Тяжело ли было справляться с учёбой?

Учиться в лингвистическом нелегко. Преподаватели там жёсткие, требовательные, но справедливые. Они давали реально качественные знания. В университете приходилось проводить почти целый день, по четрые-пять пар. Дома тоже не расслабишься. Нужно было готовить домашние задания. На каждый предмет что-то задавали. Если ты не сделаешь домашку, будешь сидеть как дурачок. Причём преподаватель непременно об этом сообщит на всю аудиторию. Если бы они не были строги с нами, то все бы распустились.

Теперь будущие студенты знают, к чему готовиться. Давай поговорим непосредственно о ЦТ и подготовке абитуриентов. Совпадают ли знания твоих учеников со школьной отметкой?

Практически никогда. Вообще сложно провести параллель между учёбой в 11 классе и подготовкой к ЦТ. Так как есть выпускной экзамен, школьников в последнем классе готовят именно к нему. На уроках они пишут, читают и заучивают тексты. Грамматике уделяется крайне маленькое количество времени. А большая часть ЦТ состоит именно из неё. У меня было пару учеников, которые в начале учебного года приходили и показывали девятки в дневнике, а по факту тест они писали на баллов 30. Даже если ты хорошо справляешься в школе, можешь относительно свободно говорить по-английски, не означает, что ты сдашь ЦТ на высокий балл. В этом году у меня есть ученик, который уверял, что он самый лучший в школе. Ему было легко на занятиях первую неделю. А потом он удивлялся, почему всего остального не знал раньше. Характер подготовки зависит от цели. Также и для международных экзаменов типа TOEFL и IELTS нужен совершенно другой подход.

Даже если ты хорошо справляешься в школе, можешь относительно свободно говорить по-английски, не означает, что ты сдашь ЦТ на высокий балл.

Мы уже немного затронули тему специфики ЦТ. Расскажи подробнее, какие аспекты английского языка проверяет тестирование.

Больше всего заданий на грамматику и лексику. Но на первом месте всё равно грамматика. Я всегда рекомендую учить для ЦТ сперва грамматику, а в её контексте лексику. Неоправданно брать её отдельно. Невозможно нормально усвоить новые слова, если их заучивать листами. Когда делаешь упражнения и тесты на грамматику, выписывай каждое незнакомое слово и запоминай. На моих занятиях это частая практика.

Сильно ли отличаются задания ЦТ по английскому языку из года в год?

Практически нет. Я уверена, что 95% заданий в ЦТ 2019 года будут похожи на прошлогодние. Так что смело ориентируемся на сборники тестов прошлых лет и консультации РТ. Задания, которые я составляла для итогового занятия перед ЦТ 2018, идеально совпали с тем, что было на экзамене. Те же формулировки, набор времён, артиклей и предлогов. Единственное не угадаешь, какие будут тексты и лексика. Но и это в рамках школьной программы. Ничего сверхъестественного не включают в тесты.

Василиса и в 2019 году будет вести итоговое занятие перед ЦТ
Василиса и в 2019 году будет вести итоговое занятие перед ЦТ

Какими пособиями или ресурсами лучше всего пользоваться для подготовки к ЦТ?

Что касается книг для подготовки к ЦТ, то мне нравятся пособия авторов Митрошкиной, Точилиной и Карневской. У них разнообразные пособия, которые ориентированы именно на подготовку к ЦТ. Там нет ничего лишнего. Даётся грамматика, которая проверяется на ЦТ. Ну и обязательно нужно решать тесты прошлых лет, которые издаются в специальных сборниках.

Также рекомендую сайт britishcouncil.com. На нём много интерактивных красочных тестов на грамматику, упражнений на аудирование, понимание текста, развитие речи и т. д. Ещё есть сайт agendaweb.org. Там много грамматических заданий на темы, которые часто встречаются в ЦТ. После упражнений есть ответы и комментарии. Порешать тесты, похожие на тестирование, можно в ЦТ онлайн.

Какие ошибки чаще всего допускают абитуриенты при решении ЦТ?

Самая распространенная ошибка абитуриентов — спешка. Часто не до конца дочитывают условие, предложение или варианты ответов. Увидели знакомое слово, порадовались и наспех выбрали ответ. Чаще всего он оказывается неверным (смеётся). Бывает, недоучивают теорию и, когда я прошу объяснить задание, слышу в ответ «я так чувствую» или «это не звучит». Абитуриенты не в том положении, чтобы полагаться на интуицию. На неё рассчитывать может человек, который много лет учит язык, преподаёт его или же говорит на нём каждый день. Также типичная ситуация, когда ученик вроде бы и знает правило, начинает сомневаться и отвечает интуитивно. Всегда смеюсь, когда слышу: «Я так и думал, но почему-то написал другое».

Воспользоваться чутьём на экзамене можно только в случае, когда вообще нет вариантов, а пустые клетки оставлять не хочется. Но на ЦТ немного волнуешься, и интуиция в такие моменты может сплоховать.

Если говорить о конкретных ошибках, то чаще всего проблемы возникают в заданиях на лексику и словообразование. Легко перепутать похожие по значению слова, не распознать синонимы или омонимы. Трудности могут быть в заданиях на речевой этикет. Абитуриенты пытаются перевести фразы вежливости дословно и окончательно запутываются в задании. Со словообразованием сложности из-за того, что конкретных правил в этой теме нет. Есть множество суффиксов, приставок, которые сочетаются со словами рандомно. Поэтому мы делаем много упражнений, чтобы все эти слова уложились в памяти.

Какие ещё навыки, на твой взгляд, необходимы абитуриентам при подготовке к ЦТ?

Нужно развивать навык поиска информации. Он пригодится не только при подготовке к ЦТ, но и в университете. Очень важно фильтровать и структурировать теорию, чтобы применять её на практике. Для своих учеников я составляю таблицы и схемы. Пять страниц теории умещается на одном листе. Необходимо уметь правильно работать со словарём. Особенно в теме «Словообразование». Понятно, что все слова знать невозможно. Поэтому важно понимать, где и как их быстро посмотреть. Ну и конечно же, не лениться и пользоваться принципами тайм-менеджмента. Хорошо, когда есть чёткий план действий. Все эти скилы мы отрабатываем на занятиях.

Постоянно решать тесты и учить слова надоедает даже самому прилежному ученику. Как можно разнообразить подготовку?

Так как ЦТ — это большой грамматико-лексический практикум, сложно включить в программу просмотр фильмов, аудирование, тренировку речи. Нужно выработать навык решения типичных тестов. На другое нет времени.

В английском языке некоторые темы невозможно пройти за раз. Поэтому нужно совмещать разные виды деятельности. Чтобы абитуриенты не сходили сума от большого объёма информации, обычно я разбиваю занятие на несколько частей, где мы тренируем разные навыки. В этом году мы начали снимать ролики с кратким изложением всех основных грамматических тем. Это тоже разнообразит учёбу. Напоминаю про интерактивные сайты и сервисы, где в виде игры можно узнать что-то новое.

Можно ли осилить подготовку к ЦТ по английскому языку самостоятельно?

Знаю по собственному опыту: самостоятельно учить английский сложно. Вникать в что-то новое без помощи даётся далеко не всем. У преподавателя много функций. Самые важные - коррекция и контроль. Ты самостоятельно можешь выучить теорию, сделать тесты, но где гарантия, что ты всё правильно понял и не допустил ошибку. Для хорошего результата нужен человек, который подскажет, где ты был неточен.

Сколько времени нужно, чтобы усвоить всю программу? И что делать абитуриентам, которые спохватились за пару месяцев до экзамена?

Серьёзную и планомерную подготовку лучше начинать с сентября. Если не прогуливать и выполнять все задания, этого времени хватит. За короткий период времени много выучить не получится. Но лучше что-то делать, чем сидеть сложа руки и сокрушаться. Всё зависит, конечно, от базы ученика. Занимаясь интенсивно в течение пары месяцев, вполне реально получить 70−80 баллов. В прошлом году у меня была экспресс-группа, где только один человек сдал на 56 баллов, остальные — 70+. Но на самом деле для основательной подготовки и полгода мало.

В каком порядке лучше выполнять задания ЦТ, чтобы на всё хватило времени?

Решаем задания по порядку и не зацикливаемся на одном задании. Не получается — откладываем и возвращаемся позже. Я бы советовала оставить на потом задания с текстами. Их стоимость не такая большая в отличие от части В. Если застреваешь на текстах, можно не успеть выполнить более дорогие задания. Остаётся время — можно перечитать тексты и убедиться в своём выборе. И обязательно активно пользуемся черновиком. Бланк заполняем, когда уверены в ответе.

Что нужно делать, чтобы сдать ЦТ по английскому на 100 баллов?

Тут нет никаких лайфхаков. Нужно просто учить. Люди, которые пишут на сотку, обычно имеют твёрдые школьные знания. Это бывает, когда учил на протяжении нескольких лет один преподаватель. В моей практике стобалльники не встречались. Но была девочка, которая получила в прошлом году 98 баллов. Она следовала всем моим рекомендациям, не пропускала занятия, делала домашки и занималась помимо курсов ещё и дома. Она даже все мои распечатки переписывала от руки, чтобы лучше запомнить.

Ученики, которые всё время надеются где-то подсмотреть, схитрить, редко пишут ЦТ выше 90.

Как ты советуешь своим ученикам избавляться от волнения перед ЦТ?

Полностью убрать нервозность не получится. Всё равно будешь волноваться. И это довольно-таки неплохо. Спросите у учителя биологии, мозг в стрессовой ситуации способен вспомнить вещи, которые ты, думал, и не знаешь. Волнение должно быть. Если ты слишком расслаблен, пропадает концентрация.

День ЦТ — не поворотная точка. Твоя судьба решалась в течение года, когда ты готовился или не готовился. Ты просто садишься и демонстрируешь свои достижения. Мои ученики тоже переживают, что будут тупить. Я им говорю, что вы уже не зря потратили год, выполняя каждую домашку, приходили два раза в неделю на занятия. Если знания есть, то они никуда не денутся.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by